В.М. Фриче ДВА ТИПА ЖИВОПИСИ∗ Станковая живопись может быть разделена на два вида: линейная живопись и колористическая живопись. <...> В XV в. во Флоренции живопись была линейной, краски только дополняли рисунок. <...> «Святое семейство» Леонардо да Винчи (1452–1519) представляет собой плод «размышлений над геометрией треугольника» (с. <...> «Рождение Афродиты» Сандро Боттичелли (1445–1510) соткано из линий волос богини, из линий развевающихся ее одежд, образуя «линейно-спиритуалистический ковер» (с. <...> В Венеции конца XV – начала XVI в. у Джорджоне (1477– 1510) и у Тициана (1489/90–1576) «линии, очертания на втором плане, картина создана из красок и действует прежде всего своими красками» (с. <...> Голландская живопись XVII в. также является колористической, хотя здесь краски более тусклые, но картина строится не из линейной композиции, а путем положения рядом красок. <...> Разгадку этого явления искусствоведы искали обычно в характере географической среды и климата. <...> Так, Ипполит Тэн (1828– 1893), родоначальник культурно-исторической школы, в книге «Философия искусства» (1865–1869) утверждал, что сухой климат, равнина и гористая местность способствуют линейному мироощущению, а морской климат является базой для колористическо∗ Фриче В.М. <...> И в Венеции, и в Голландии, согласно Тэну, «искусство следовало за природой, и рука подчинялась тем ощущениям, какие получал глаз» (цит. по: с. <...> Автор реферируемого материала не согласен с этой формулировкой. <...> Он напоминает, что во Франции в XVIII в. имеется яркий представитель линейной композиции Жак Луи Давид, а в XIX в. – представитель красочной живописи Эжен Делакруа, причем оба жили и работали в Париже. <...> Наконец, В.М. Фриче спрашивает, как понять появление импрессионизма, который доводит до конца красочность в ущерб линейности. <...> Импрессионизм, конечно, зародился в Англии, но свое классическое выражение он получил под кистью французских художников, которые были парижанами. <...> Следовательно, не географическая и климатическая среда <...>