Мирон ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБРАЗ ШТЕТЛА∗ Автор статьи – израильский литературовед Дан Мирон. <...> «Классиками» литературы о штетле считаются Ш.Я. Абрамович (Менделе Мойхер-Сфорим), Шолом-Алейхем и И.Л. Перец. <...> : «Городок»), которую сам автор назвал поэмой, стала образцом романтических и ностальгических интерпретаций штетла, включая поздние картины Шагала и мюзикл «Скрипач на крыше»1. <...> Наиболее известный в России образ штетла – Касриловка в романах Шолом-Алейхема, прообразом которой было местечко Воронка. <...> Касриловка изображается как исключительно еврейский анклав, беспримесное целое. <...> Однако сама по себе она оставалась еврейской по своей сути, «еврейским царством». <...> Даже жандарм, единственный представитель российского начальства в Касриловке, и тот был евреем, хотя и крещеным. <...> «Лишь после этого оно могло быть осмеяно, разоблачено как отсталое и реакционное или же, наоборот, представлено романтически и ностальгически, как квинтэссенция духовности и ядро осажденной цивилизации, в котором, невзирая на трудности, царили внутренняя гармония и единство» (с. <...> Автор выделяет четыре элемента литературного образа штетла. <...> Оторвавшись от своей родной почвы, евреи 98 Литературный образ штетла штетла могут превратиться в вошедших в поговорку “людей воздуха”. <...> Внутри штетла люди могут быть бедными, даже нищими, но в “людей воздуха” они могут превратиться лишь на самых последних стадиях распада местечковой общины» (с. <...> Оторванный от почвы житель штетла становится «человеком воздуха» не только в экономическом смысле этого метафорического понятия, т.е. человеком, склонным к спекулятивным и экономически непродуктивным занятиям, но и в буквальном смысле, становясь невесомым и теряя центр тяжести. <...> Штетл – это «нижний Иерусалим» в двойном смысле: как земной Иерусалим в противоположность небесному и как униженный Иерусалим в изгнании, по контрасту с древней столицей, осененной присутствием Бога в своем Храме. <...> Как политическая <...>