Л.В. Фесенкова ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В ДИНАМИКЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ РОССИИ И ПРОБЛЕМА ГЛОБАЛИЗАЦИИ∗ Со времен Петра I, который активно вводил в русское общество западные обычаи и нормы, происходила настойчивая дискредитация многих национальных традиций. <...> В XVIII в. приобщение к западной культуре высших слоев общества стало повсеместным Начиная с эпохи Екатерины II, в России стали формироваться утопические идеи политического мессианизма. <...> Особенно широкое распространение эти идеи получили после победы в Отечественной войне 1812 г. и захвата Парижа. <...> Они «вывозились» из послереволюционной Франции и имели ярко выраженный характер западного утопизма, широко распространенного в Европе после Великой французской революции. <...> Увлечение западной культурой и восприятие ее как нормы породили в российском обществе парадоксальный феномен – отрицательную оценку собственной национальной культуры. <...> Одновременно в российской интеллектуальной среде возникло стремление к реальному воплощению идеи совершенного общества, а также такое специфическое явление, свойственное только России, как идеализация народа и возникновение образа доброго, смиренного и несправедливо обиженного крестьянина, что сопро∗ Фесенкова Л.В. <...> Интеллигенция в динамике национального самосознания России и проблема глобализации // Россия: Многообразие культур и глобализация. <...> Она породила знаковые фигуры видных деятелей этой эпохи – Некрасова, Добролюбова, Чернышевского и др. <...> Это был феномен «кающегося дворянства» и «радетеля за народ» – прогрессивной интеллигенции. <...> Понятие «интеллигенции» здесь употребляется в узком смысле, вслед за философами русского ренессанса, которые придавали этому понятию социально-этическое значение. <...> и др. рассматривали интеллигенцию как часть русского образованного класса, исторически восходящую к реформам Петра и занимающую особое положение внутри этого класса. <...> Прогрессивная часть русской интеллигенции <...>