Гуревич КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ∗ Реферируется глава из учебника по культурологии Павла Семёновича Гуревича. <...> Автор отмечает, что цивилизация представляет собой определенную стадию развития культуры, межэтническую историческую общность людей. <...> Слово «цивилизация» впервые появилось в напечатанном виде во второй половине XVIII в., т.е. в 1766 г. (с. <...> В XIX в. это слово («цивилизация»), помимо значения «воспитанность и обладание навыками», стало применяться для характеристики стадий развития человечества». <...> Во многом слова «культура» и «цивилизация» выступали как синонимы (с. <...> В ХХ в. в немецком языке (а затем и в английском) антропологическое понятие «культура» как результат приобретенных навыков поведения (в отличие от наследственных) постепенно стало заменяться понятием «цивилизация». <...> Появилось предположение, что культурное развитие проходит отдельные фазы – от рождения до гибели. <...> Русский философ Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885) выдвинул понятие «культурно-исторического типа», т.е. особой культуры, раскрывающей свои возможности в конкретный исторический период. <...> Данилевский считал, что на смену европейской цивилизации придет зарождающаяся славянская цивилизация, которая будет четырехсоставной: религиозной, научной, политикоэкономической и эстетической. <...> Данилевский насчитывал целый ряд цивилизаций: «египетская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, новосемитская (аравийская), германо-романская (европейская)» (с. <...> Н.Я. Данилевский вообще говорил о множестве цивилизаций, «являющихся выражением бесконечно богатого творческого гения человечества» (с. <...> Человечество, по мнению Н.Я. Данилевского, есть отвлеченное понятие («род»), существующее только в обобщающей мысли, а «культурно-исторический тип», «племя», «нация» суть видовые понятия, соответствующие реальности. <...> В.С. Соловьёв (1853–1900) полагал, что логика не допускает такого противопоставления, ибо «род» и «вид» – это понятия относительные <...>