С.А. Гудимова ПЕРВЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТРАКТАТЫ ИНДИИ Одним из первых эстетических трактатов Индии исследователи считают «Натьяшастру» («Учение о театральном искусстве»), который приписывается легендарному мудрецу Бхарате. <...> В этом поистине энциклопедическом сочинении содержатся сведения о драматическом и музыкальном искусстве, танце, поэтике. <...> «Натьяшастра» состоит их 36 глав и открывается мифом о создании драмы: «Боги во главе с великим Индрой пришли к прародителю Брахме и сказали ему: “Мы хотим, чтобы ты создал для нас такую забаву, которая развлекала бы слух и зрение. <...> “Да будет так!” – сказав им это и отпустив царя богов, <Брахма>, знающий истину, предался упражнениям йоги и обратился мыслью своей к четырем ведам. <...> В ней будет смысл всех наук и сочетание всех искусств, и она будет основана на древних сказаниях”» (4, с. <...> «Решив так, великий бог вспомнил все веды и создал веду о драме из четырех вед. <...> 37 С.А. Гудимова В «Натьяшастре» даются подробнейшие сведения о всех деталях представления – от вариаций сюжета до мимики актеров, от цвета костюмов до формы театральных представлений. <...> Санскритская драма делилась на акты (от одного до 14 в соответствии с 10 видами пьес, классифицированными Бхаратой). <...> События, изображенные в каждом акте, должны были длиться не больше 24 часов, но в целом единство времени в санскритской пьесе не соблюдалось, и она могла описывать жизнь героя чуть ли не от его рождения до смерти. <...> Число действующих лиц в пьесе не ограничивалось, среди них выделялись основные: благородный и мужественный герой, красивая и любящая героиня, прихлебатель или плут, шут и др. <...> Вообще в трактате выделяется 48 типов героев и 128 типов героинь (2, с. <...> В санскритской драме особое внимание уделялось изображению тончайших нюансов душевного состояниях героя. <...> В соответствии с философской концепцией индуизма о синтезе контрастов, единстве во множественности драматурги и теоретики старались найти такое разрешение <...>