ДРЕВНЯЯ РУСЬ* В истории древнерусской эстетики условно можно выделить два основных периода: собственно средневековый (XI–XVI вв.) и переходный от Средних веков к Новому времени (XVII в.) <...> . Для первого периода характерен предельно имплицитный тип эстетического сознания: оно тогда находило наиболее адекватные формы выражения в искусстве, церковном культовом действе, религиозной жизни человека (в частности, в монастырской жизни). <...> Однако и в самых разных по содержанию текстах (летописях, житиях святых, религиозно-полемических сочинениях, постановлениях церковных соборов и т.п.) можно обнаружить достаточно рельефную совокупность эстетических представлений средневековых русичей. <...> Древнерусская эстетика имела два основных источника: художественную культуру и мифологическое сознание восточных славян (дохристианского периода) и византийскую эстетику, регулярно проникавшую на Русь с конца X в., нередко в южнославянской редакции («Шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского и другие тексты). <...> Для восточнославянского (глубинного, архетипического) пласта древнерусского эстетического сознания характерны тенденции к конкретности, материальности, пластической осязательности (телесности) духовных феноменов, к сакрализации природных явлений, к иллюзорности и «документальной» определенности потустороннего мира, к * Бычков В. <...> 140 Эстетика в свете истории ощущению магической взаимосвязанности всех вещей и явлений. <...> Византийско-православная культура и эстетика, пришедшие на Русь с христианизацией восточных славян, уже накладывались на этот посвоему богатый, целостный и самодостаточный пласт сознания и переформировывали его, подвергаясь одновременно активному обратному воздействию. <...> В «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет», в произведениях Илариона, Кирилла Туровского, игумена Даниила и других книжников представлены новые взгляды древних русичей на красоту (природную, духовную, художественную <...>