Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635050)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник культурологии  / №3 2011

ЭСТЕТИКА В СВЕТЕ ИСТОРИИ. ДРЕВНЯЯ РУСЬ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторБычков
Страниц7
ID472220
АннотацияВ истории древнерусской эстетики условно можно выделить два основных периода: собственно средневековый (XI–XVI вв.) и переходный от Средних веков к Новому времени (XVII в.) Для первого периода характерен предельно имплицитный тип эстетического сознания: оно тогда находило наиболее адекватные формы выражения в искусстве, церковном культовом действе, религиозной жизни человека (в частности, в монастырской жизни). Однако и в самых разных по содержанию текстах (летописях, житиях святых, религиозно-полемических сочинениях, постановлениях церковных соборов и т.п.) можно обнаружить достаточно рельефную совокупность эстетических представлений средневековых русичей.
Бычков, В. ЭСТЕТИКА В СВЕТЕ ИСТОРИИ. ДРЕВНЯЯ РУСЬ / В. Бычков // Вестник культурологии .— 2011 .— №3 .— С. 140-146 .— URL: https://rucont.ru/efd/472220 (дата обращения: 06.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДРЕВНЯЯ РУСЬ* В истории древнерусской эстетики условно можно выделить два основных периода: собственно средневековый (XI–XVI вв.) и переходный от Средних веков к Новому времени (XVII в.) <...> . Для первого периода характерен предельно имплицитный тип эстетического сознания: оно тогда находило наиболее адекватные формы выражения в искусстве, церковном культовом действе, религиозной жизни человека (в частности, в монастырской жизни). <...> Однако и в самых разных по содержанию текстах (летописях, житиях святых, религиозно-полемических сочинениях, постановлениях церковных соборов и т.п.) можно обнаружить достаточно рельефную совокупность эстетических представлений средневековых русичей. <...> Древнерусская эстетика имела два основных источника: художественную культуру и мифологическое сознание восточных славян (дохристианского периода) и византийскую эстетику, регулярно проникавшую на Русь с конца X в., нередко в южнославянской редакции («Шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского и другие тексты). <...> Для восточнославянского (глубинного, архетипического) пласта древнерусского эстетического сознания характерны тенденции к конкретности, материальности, пластической осязательности (телесности) духовных феноменов, к сакрализации природных явлений, к иллюзорности и «документальной» определенности потустороннего мира, к * Бычков В. <...> 140 Эстетика в свете истории ощущению магической взаимосвязанности всех вещей и явлений. <...> Византийско-православная культура и эстетика, пришедшие на Русь с христианизацией восточных славян, уже накладывались на этот посвоему богатый, целостный и самодостаточный пласт сознания и переформировывали его, подвергаясь одновременно активному обратному воздействию. <...> В «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет», в произведениях Илариона, Кирилла Туровского, игумена Даниила и других книжников представлены новые взгляды древних русичей на красоту (природную, духовную, художественную <...>