Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник культурологии  / №1 2011

ЧЕЛОВЕК В ПРОСТРАНСТВАХ КУЛЬТУРЫ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторАсоян
Страниц30
ID472118
АннотацияСтатья посвящена культурфилософской теме: рассмотрению того, как менялось понятие о человеке в пространствах конкретных исторических культур. Автор использует подход, ориентированный на описание исторической семантики базовых антропологических концептов (человек, телесность, индивидуальность и др.).
Асоян, Ю.А. ЧЕЛОВЕК В ПРОСТРАНСТВАХ КУЛЬТУРЫ / Ю.А. Асоян // Вестник культурологии .— 2011 .— №1 .— С. 5-34 .— URL: https://rucont.ru/efd/472118 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Человек в пространствах культуры КОСМОС КУЛЬТУРЫ Ю.А. <...> Платоновская школа учила определять предмет, исходя из относящегося к нему наиболее общего, родового понятия. <...> . К искомому «человек» представитель платоновской школы движется методом так называемой диэрезы, т.е. делением родового понятия пополам. <...> Итак, исходным является животное, животные же подразделяются на четырехногих и двуногих, а последних, поскольку именно к «двуногим» и относится «человек», философ делит на тех, которые «с перьями» (птицы), и тех, которые «без перьев». <...> В итоге 5 Ю.А. Асоян человек был определен как двуногое животное без перьев. <...> По преданию, в ответ на такое «имевшее большой успех» (Диоген Лаэртский, VI, 40) определение Диоген-киник принес в платоновскую Академию ощипанного петуха, бросив: «Вот вам ваш человек – двуногий и без перьев». <...> Диоген Лаэртский сообщает, что вслед за этим платоникам пришлось добавить к определению человека еще один недостающий отличительный признак: человек был определен как двуногое животное без перьев и с плоскими ногтями. <...> («Когда Платон дал определение: “Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев”, то Диоген ощипал петуха и принес к нему в школу, объявив: “Вот платоновский человек! <...> ” После этого к определению было добавлено: “И с широкими ногтями”». <...> )1 Образ человека как «ощипанного петуха», разумеется, не исчерпывает все возможности определения. <...> Антропология XIX–XX вв. видела в нем существо, создающее орудия труда (homo faber), прямоходящее (homo erectus), умелое (homo fabilis), и снова разумное (homo sapiens). <...> Философские определения, раз уж мы собрались обсуждать фундаментальные антропологические концепты – саму идею человека в пространстве нескольких европейских культур, безусловно, 6 Человек в пространствах культуры очень важны. <...> Однако, отдавая должное тем или иным философским толкованиям, нельзя тем не менее ограничиться лишь пространством логики и метафизики – философской мысли как таковой. <...> Об этом <...>