ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СЕВЕРНОЙ РУССКОЙ ДЕРЕВНИ∗ Мысль о том, что каждый народ имеет свои представления о мире и свой способ его концептуализации при наличии, однако, общих, универсальных черт, не вызывает сомнений. <...> Вклад в определение понятия «картина мира» внесли философы, психологи, лингвисты. <...> Разработка идеи языковой картины мира и ее отличия от иных картин мира осуществлялась в рамках различных научных дисциплин – этнографии, культурологии, лингвострановедения, этнолингвистики, лингвофольклористики, этнопсихолингвистики и лингвокультурологии, ставящих свои конкретные задачи. <...> Задачей описания языковой картины мира является реконструкция на основании семантического анализа лексики и грамматики определенного языка цельной характерной системы представлений, безотносительно к тому, является ли она специфичной или универсальной, отражающей «наивный» взгляд на мир в противоположность «научному». <...> Кроме того, исследуются отдельные характерные лингвоспецифические концепты, обладающие свойством быть «ключевыми» для данной культуры, и слова, плохо переводимые на другие языки. <...> Особую роль в отражении картины мира играет словарь, который свидетельствует о способе категоризации и концептуализации знаний о мире, принятом в данном сообществе. <...> В лексических единицах языка содержится богатая информация о системе ценностей того или иного народа, которая раскрывает особенности видения мира и является своеобразным ориентиром в его освоении. <...> 222 Лингвокультурологическое описание северной русской деревни Описание лексических единиц с точки зрения языковой картины мира ставит специфические задачи и меняет границы исследования. <...> Так, например, бытовая лексика не представляла особого интереса для системных изысканий, в то время как для описаний языковой картины мира важны все единицы лексической системы, поскольку она открывает мир реалий, всего того, что познано и осмыслено <...>