Его муза, являющаяся посменно в “вечно-женственных” образах Снегурочки, Нимфы, Волховы, Царевны Лебеди и др., – это та же мировая душа, присутствие которой в своей душе так живо ощущал великий музыкант» (с. <...> Это вселенское чувство проявляется у него главным образом в трех формах: апофеоз природы и любви, апофеоз художественного творчества и апофеоз морального героизма. <...> Можно сказать, что «Снегурочка», «Садко» и «Китеж» образуют трилогию, где несмотря на различие сюжетов чувствуется глубокое внутреннее единство. <...> Композитор использует музыкальный символизм для проекции наших чувствований во внешнюю природу и «обратно для симпатической ассимиляции внешних впечатлений душой» (с. <...> Макрокосм и микрокосм взаимно проникают друг в друга: 1 Иван Иванович Лапшин (1870–1955) – ученик и последователь А.И. Введенского, окончил Петербургский университет. <...> Философские мотивы в творчестве Н.А. Римского-Корсакова // Звучащие смыслы: Альманах. <...> И как в росинке чуть заметной Весь солнца лик ты узнаешь, Так слитно в глубине заветной Все мирозданье ты найдешь. <...> Органическая связь слуховых и зрительных впечатлений составляет секрет необычайной колористичности и образности его музыки. <...> Каждая тональность ассоциировалась у него с определенной цветовой гаммой: E-dur – синий, сапфировый, блестящий, ночной, темно-лазурный; A-dur – ясный, весенний, розовый… Космическое чувство слияния с природой проявляется у него во многих произведениях, но нигде, по мнению Лапшина, не достигает такой цельности и полноты, как в «Снегурочке». <...> Композитор вспоминал: «Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более влюбленным в сказку Островского. <...> Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. <...> Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, как Снегурочка <...>