Вайскопф БРАК С ВЛАСТЕЛИНОМ: ЭРОТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕРЖАВНОЙ РИТОРИКИ∗ В статье рассматривается нередкий в русской культуре образ правителя, вступающего в брак с Россией (причем страну может замещать тот или иной герой либо лирический субъект, представительствующий от сообщества подданных). <...> «Но эти уподобления – отнюдь не пустые фигуры речи <.>, а эстетически препарированные реликты древних и необычайно живучих мифологических моделей» (с. <...> «Патриархальную» модель, рисующую правителя в качестве «отца нации», автор считает «усеченной версией общей матримониальной схемы, деликатно приглушающей ее сексуальную подоплеку». <...> «Чем выше степени авторитарности социального устройства, тем ревнивее и опасливее относится данный режим к чуждым идеологическим и культурным воздействиям и тем охотнее использует для своей защиты “семейную” метафорику» (с. <...> В согласии с древней языческой трактовкой, унаследованной и российской, и общеевропейской традицией, монарх, воплотивший в себе солярное божество, небесного воителя и гаранта плодородия, брачуется со своей землей, страной или городом. <...> Вместе с тем царь почитался на Руси и земным «образом» христианского Бога. <...> В пророческих книгах Библии Бог Отец предстает метафорическим супругом ∗ Вайскопф М. <...> Брак с властелином: Эротические аспекты державной риторики // Новое литературное обозрение. <...> Вайскопф собственного народа – общины Израиля, и в данном статусе он сопоставим с языческим божеством – супругом и покровителем родного этноса или города. <...> 5:30), земной невестой Спасителя является Церковь как вселенская община христиан, она же соборное Тело Христово (I Кор. <...> Иными словами, Церковь, объявленная новым Израилем, в этом брачном союзе замещала Израиль «ветхий», наследуя его женскую роль. <...> С Невестой Христовой отождествлялась также душа индивидуального христианина, взыскующая Жениха Небесного (с. <...> В различных мифологиях божественный супруг чаще всего выступает <...>