О ПОЛЬЗЕ РУССКОЙ УТОПИИ∗ Слово «утопия» (ou topos) имеет два определения: «место, которого нет» и «страна совершенства, благословенное место». <...> Второе определение особенно важно для русской литературы, всегда стремившейся отыскать пути к Золотому городу, Островам блаженства – вечной мечте человечества. <...> С XVII в. в России популярны «государственные романы», посвященные путешествиям по утопическим странам, которые описывают их государственное устройство. <...> Сакулин, автор исследования «Русская Икария», отмечает, что появление утопий служит симптомом назревающего социального кризиса. <...> «Мечтательная страна», в которой правит справедливый и милосердный государь, при содействии людей «великого учения и беспорочной жизни» из рассказа А.П. Сумарокова «Сон “Счастливое общество”» (1759) – явная антитеза тогдашней реальности. <...> В 1789 г. Екатерина II повелела сжечь первый перевод «Утопии» Томаса Мора как опасную литературу. <...> После этого произошел всплеск интереса среди русских писателей к литературной форме сна. <...> Создавая свои «сны», русские писатели затрагивали многие острые социальные проблемы. <...> Появились глава «Спасская повесть» из радищевского «Путешествия», повесть «Сон» А.Д. Улыбышева, «Сон смешного человека» Достоевского, четвертый сон Веры Павловны из романа «Что делать? <...> О пользе русской утопии // Человек без границ. <...> О пользе русской утопии сквозь сонный символический язык проступает ощущение разрыва между «сущим и должным», стремление бежать от мрачной действительности, предвосхитить будущее общество, «острова блаженных», «золотой век», заветные мечты и идеалы. <...> «Путешествие в землю Офирскую» (1784) историка князя М.М. Щербатова содержало смелую критику нравов екатерининского двора. <...> Русская интеллигенция приветствовала идеальный образ общественного правления офирян, где просвещенный монарх самым важным в своем правлении ставит дело воспитания и образования. <...> Главной задачей государства они считали <...>