Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник культурологии  / №4 2010

ДОРОГА БЕЗ КОНЦА КАК РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторЛассан
Страниц3
ID472073
АннотацияКонцепт пути, дороги – это универсалия мировой культуры. В славянской, и особенно в русской, концептуальной и вербальной картинах мира понятия пути, дороги и обозначающий их пласт лексики также занимают весьма важное место
Лассан, Э. ДОРОГА БЕЗ КОНЦА КАК РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / Э. Лассан // Вестник культурологии .— 2010 .— №4 .— С. 21-23 .— URL: https://rucont.ru/efd/472073 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Лассан КАК РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ∗ ДОРОГА БЕЗ КОНЦА Концепт пути, дороги – это универсалия мировой культуры. <...> В славянской, и особенно в русской, концептуальной и вербальной картинах мира понятия пути, дороги и обозначающий их пласт лексики также занимают весьма важное место. <...> С лингвистической точки зрения, несмотря на совпадающее описание значений слов «путь» и «дорога», между ними существует различие именно на концептуальном уровне, отражающееся в метафорическом употреблении этих слов. <...> Так, мы говорим об «особом пути России», мы ищем «путь к Богу» или «путь к истине», в то время как использование слова «дорога» здесь было бы неуместным, поскольку носитель русской культуры, используя слово «путь», представляет направление и конечную точку движения: метафорический «жизненный путь» заканчивается, притом что «дорога жизни» не выступает в контекстах «конца». <...> Герой пути осуществляет движение ради цели, которая для него четко очерчена, и дорога – это только средство приближения к ориентиру. <...> Особенность представления движения – через «передвижение», а не через «цель» – связывается, кроме всего прочего, с различением двух типов освоения пространства, к которым можно отнести путешествия и странствия. <...> Очевидно, нелюбители путешествий предпочитали ценность дома, который, будучи замкнутым пространством, ассоциировался с местом личной безопасности, так как защищал от ∗ Лассан Э. <...> Дорога без конца как русская национальная идея // Русистика и компаративистика: Сб. науч. ст. <...> Сторонники путешествий видели ценность незамкнутого пространства дороги, которая расширяла границы «своего» мира, позволяла «присваивать» мир другой. <...> Вместе с тем на Руси была своя культура освоения пространствакультура странничества, были свои странники, которых не нужно было побуждать к «путешествиям». <...> Русскую культуру странничества можно противопоставить европейской культуре путешествий по принципу стремления/нестремления <...>