ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ РЕДЬЯРД КИПЛИНГ* Он родился в Бомбее 30 декабря, под самый новый 1866 год. <...> (Тогда в Индии жили и работали примерно четыре миллиона англичан. <...> ) Родители, люди занятые, отдали мальчика на попечение слуг, и потому на местном языке, хиндустани, Редьярд объяснялся сначала лучше, чем на своем родном. <...> Здесь были ателье художников, мастерские, изготовлявшие предметы искусства, а в бесчисленных кафе, совсем как на Монмартре, спорили об искусстве и политике. <...> В том, что именно Лахор стал «индийским Парижем», была немалая заслуга Киплингов. <...> Они были умны, образованны, обаятельны и обладали редким даром привлекать людей. <...> Отец Редьярда Джон Локвуд Киплинг преподавал сначала в Бомбейской художественной школе, а потом на 18 лет стал куратором Центрального музея индийского искусства в Лахоре, очень быстро превратив его собрание в одну из лучших коллекций восточного искусства. <...> Сюда, в Лахор, после учебы в Англии, полный надежд, планов и новых идей, вернется потом Киплинг. <...> «Гражданская и военная газета» выходила каждый вечер на 14 полосах, но делали ее два человека – редактор и его помощник. <...> Саперы и морские пехотинцы, ирландские гвардейцы, врачи, инженеры – вот герои Киплинга, герои с «моралью служения». <...> И конечно же Индия – звуки жизни ее древних городов, запахи базаров и прохлада дворцов. <...> Он стал рассказывать сказки своим детям и племяннице. <...> Однажды его истории об индийских джунглях услышала детская писательница М.Э. Додж и уговорила напечататься в детском журнале, который она редактировала. <...> Так миру явились «Книга джунглей», Маугли и его верные друзья. <...> Писателя привлекала мысль о родстве всех живых существ, о месте человека в природе. <...> У Киплинга был редкий дар – вживаться в души своих героев. <...> Читая им написанное, трудно поверить, что он никогда не был ни колониальным чиновником, ни солдатом, ни мореплавателем. <...> В этом была для Киплинга мудрость Востока. <...> Поведавший миру суровый и справедливый Закон джунглей <...>