Свет Павла Муратова Войцех Карпинский СВЕТ ПАВЛА МУРАТОВА* Вышла в свет книга Клайва Джеймса «Культурная амнезия»1, над которой автор работал 40 лет. <...> Тема книги – борьба с губительной силой забвения в культуре. <...> По политическим или моральным причинам, из-за духовной лени, идеологического ослепления целые тематические поля, литературные направления, целые социальные, национальные, религиозные и культурные группы обречены на замалчивание, вычеркиваются из памяти. <...> Джеймс родился и провел раннюю молодость в Австралии, окончил Кембриджский университет. <...> Как радиожурналист и автор телевизионных программ он объездил весь мир. <...> Его увлечение – открывать миру творцов, с которыми он познакомился. <...> Клайв знает французский, итальянский, испанский, немецкий, за время своих путешествий выучил русский и даже японский. <...> На 900 страницах «Культурной амнезии» автор в алфавитном порядке (от Анны Ахматовой до Стефана Цвейга) представляет свыше ста творцов, о которых нужно помнить, чтобы понять, откуда мы и куда идем. <...> С особым восторгом Джеймс пишет об «Образах Италии» Павла Муратова. <...> «Образы Италии», пишет Джеймс, – выдающееся достижение европейской культуры, произведение на все времена. <...> Наверное, замечает автор, в мире еще немало неведо*Карпинский В. <...> 111 Войцех Карпинский мых шедевров, но неведомы они обычно потому, что их достоинства могут быть не всегда бесспорны. <...> Эта книга о путешествии по Италии – своего рода инициация в духовном становлении европейца. <...> Она продолжает книги «итальянских путешествий» Гёте, Буркхарда1 и др., но лучше каждой из них. <...> » «Образами Италии» упиваешься, как прекрасной поэмой; но в них нет фальшивой поэтичности, есть соединение романтизма, глубоких размышлений и новаторства во взгляде на историю культуры. <...> Он говорит с нами словно бы не из прошлого, но из будущего – из мира, в котором не будет уничтожения и забвения. <...> Клайв Джеймс выражает радость, что открыл для себя Муратова поздно: необходима <...>