Пономарёв В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ В 1940–1950-е ГОДЫ)* Существенной вехой в истории советского школьного учебУЧЕБНИК ПАТРИОТИЗМА (ЛИТЕРАТУРА ника по литературе стала Великая Отечественная война, ускорившая перемены внутри официальной идеологии. <...> В русле этих процессов преображался и школьный учебник по литературе. <...> Первым всплеском идеологического творчества стало завершение войны: в 1944–1946 гг. «советизация» общей концепции учебника, подгонка ее под современность стала еще более интенсивной. <...> Продолжением нового идеологического курса явилась очередная существенная переработка учебников, предпринятая в 1949 г. Она была связана с пресловутой борьбой с космополитизмом. <...> Наконец, третья, самая значительная переработка коснулась учебников на рубеже сталинской эпохи и «оттепели». <...> При этом не стоит думать, что на перемену учебника повлияла смерть Сталина. <...> Новый учебник в целом сохранил идеологический стержень предыдущего, освободившись лишь от ряда устаревших формулировок. <...> Это единство создавала становящаяся с конца 1930-х годов (в процессе подготовки к войне), * Пономарёв Е.Р. <...> Учебник патриотизма (литература в советской школе в 1940–1950-е годы) // НЛО. <...> 198 Учебник патриотизма громко декларируемая с первых дней войны и укреплявшаяся на протяжении всей послевоенной эпохи имперская патриотическая идеология, которая пришла на смену прежнему классовому подходу. <...> Взаимозаменяемость понятий «класс» и «нация» широко распространяется внутри советской идеологической системы. <...> «Мировая пролетарская революция» – лишь начальный лозунг тоталитарной культуры. <...> Логика этих закономерностей такова, что классовая парадигма сменяется национальной. <...> И русская литература в этой системе значений воспринимается уже не как полигон для воспитания классовой идеологии, а как учебник патриотизма. <...> Жертвенность во имя родины становится главной «похвалой», которая превращает просто писателя в великого сочинителя, достойного пристального <...>