Э.В. Комина ЭСТЕТИКА СИНЕСТЕЗИИ: К ИСТОРИИ ВОПРОСА* Синестезия (от греч. synбisthēsis – смешанное ощущение) есть такое явление восприятия, когда при раздражении данного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств (напр., «цветной слух» – звуковые переживания при восприятии цвета, «светозвук», «видимая музыка», «музыка сфер» и пр.) <...> . «Гармония сфер», или «музыка сфер» – это античное учение о музыкальном звучании планет, в том числе Солнца и Луны, в рамках геоцентрических представлений Евдокса (ок. <...> В древнегреческую философию учение о «музыке сфер» было введено Пифагором. <...> Пифагорейцы считали всю Вселенную «гармонией и числом»1. <...> Впрочем, представление о связи музыки и космоса было распространено уже в Древнем Египте и Вавилоне, в Индии и Китае. <...> «Христианская мысль через отцов церкви, философов и ученых-теоретиков Средневековья также восприняла учение о “гармонии сфер”2. <...> Согласно пифагорейцам, пишет автор реферируемой статьи, «все планеты вращаются вокруг Земли по орбитам, пропорциональным ступеням гаммы, и постоянно издают при этом неслышимые звуки музыки сфер» (с. <...> Попытки понять феномен синестезии продолжались в дальнейшем в цветомузыкальном направлении. <...> В 1742 г. «музыке цвета» посвятила специальное заседание Российская Академия наук. <...> Эстетика синестезии: к истории вопроса // Эстетика: Прошлое, настоящее и будущее. <...> 174 Эстетика синестезии: К истории вопроса в своих работах такие философы, как Д. <...> О синестезии в ее цветозвуковом аспекте писали Э.Т. Гофман и И.В. Гёте. <...> Романтики считали, что разделение цветового спектра на семь цветов аналогично семиступенному строению диатонической гаммы, т.е. основного звукоряда. <...> Символисты, напоминает автор реферируемой статьи, буквально манифестировали синестезию в своем творчестве, акцентируясь на приеме «смешения чувств» (с. <...> На рубеже XIX–XX вв. синестезия оказалась феноменом, который <...>