Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Вестник культурологии  / №2 2010

ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Д.С. МЕРЕЖКОВСКОГО В ПЕРИОД ЭМИГРАЦИИ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторКулешова
Страниц21
ID472011
АннотацияСтатья посвящена особенностям философской концепции Д.С. Мережковского в период эмиграции. Освещает сложную творческую манеру писателя, ассимилировавшего разноплановые слои мировой философской и художественной культуры.
Кулешова, О.В. ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Д.С. МЕРЕЖКОВСКОГО В ПЕРИОД ЭМИГРАЦИИ / О.В. Кулешова // Вестник культурологии .— 2010 .— №2 .— С. 149-169 .— URL: https://rucont.ru/efd/472011 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Особенности философской концепции Д.С. Мережковского РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ О.В. <...> Статья посвящена особенностям философской концепции Д.С. Мережковского в период эмиграции. <...> Онтологические представления Мережковского проистекают из идеи о сотворенности мира и человека Богом. <...> Но телеологический взгляд на мир, подразумевающий абсолютную власть предопределения в судьбе мира и человека, Мережковский отрицает. <...> Мировое пространство делится им на две части: мистерия – пространство идеального мира, в котором совершается саморазвитие Духа, шествующего к духовному абсолюту – Царству Божию, и 1 Бахтин Н. Мережковский <...> От характера этого взаимодействия зависит конечный результат духовной эволюции: полное слияние двух сущностей в одном космическом бытии или уничтожение низшей материальной субстанции, как не заслуживающей истинного существования в Духе. <...> Характер Конца определяется не волей высшей субстанции, а желанием и способностью низшего материального мира подняться по лестнице Духа и, получив Посвящение, унаследовать вечное и абсолютное духовное Бытие. <...> Из идеального мира мистерии в низший мир исторической действительности доходят знаки Духа, шествующего к достижению гармонии в конечной субстанции – Царстве Божьем. <...> Следует отметить, что антропологический аспект в философии Д.С. Мережковского становится основным и наиболее важным. <...> Соглашаясь с Бердяевым, понимавшим свободу как иррациональную сущность и утверждавшим, что «свобода не создается Богом: она коренится в Ничто», Мережковский считает особой Божьей милостью нежелание Бога вторгаться собственной волей в дела человеческие и вместе с тем принимает теодицею Бердяева, отмечавшего, что «Бог-создатель не может быть ответственным за свободу, которая породила зло»2. <...> Мережковский поднимает Личность на необыкновенную высоту, утверждая, что спасение человечества возможно благодаря свободной воле человека. <...> Особую роль для осмысления категории <...>