Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник культурологии  / №2 2010

«ПИШУЩИЙ» И «ПАШУЩИЙ» В ПОЭТИЧЕСКОМ МИРЕ М. ЦВЕТАЕВОЙ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторЛатыпова
АвторыГудимова С.А.
Страниц3
ID472009
АннотацияВ творчестве М. Цветаевой труд поэта нередко уподобляется труду пахаря: «В поте – пишущий, в поте – пашущий! / Нам знакомо иное рвение: / Легкий огнь, над кудрями пляшущий. – / Дуновение – Вдохновение!» И это уподобление восходит к глубинным мифопоэтическим традициям. Пахарь в славянской традиции – мифологизированный представитель крестьянства, воплощающий связь народа с матерью – сырой землей.
Латыпова, И.Ю. «ПИШУЩИЙ» И «ПАШУЩИЙ» В ПОЭТИЧЕСКОМ МИРЕ М. ЦВЕТАЕВОЙ / И.Ю. Латыпова, С.А. Гудимова // Вестник культурологии .— 2010 .— №2 .— С. 144-146 .— URL: https://rucont.ru/efd/472009 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

труд поэта нередко уподобляется «ПИШУЩИЙ» И «ПАШУЩИЙ» труду пахаря: «В поте – пишущий, в поте – пашущий! <...> / Нам знакомо иное рвение: / Легкий огнь, над кудрями пляшущий. <...> » И это уподобление восходит к глубинным мифопоэтическим традициям. <...> Пахарь в славянской традициимифологизированный представитель крестьянства, воплощающий связь народа с матерью – сырой землей. <...> ставит в один ряд с тяжелым трудом землепашца. <...> Поэт и землепашец становятся равновеликими для судьбы России: Ты – стоя, в упор, я – спину Согнувши – пиши! пиши! <...> Уподобление происходит по нескольким признакам: поэт – землепашец, перо – плуг, творчество – вспашка земли, чернила – вода/земля и кровь. <...> Интересно, что в данном случае уподобление происходит без присутствия тех элементов, которые сравниваются * Латыпова И.Ю. <...> «Пишущий» и «пашущий» в поэтическом мире М.И. Цветаевой // Семья Цветаевых в истории и культуре России. <...> («минус-прием» Ю.М. Лотмана), – оно дается через определенные действия, предполагающие, что перед нами поэт и землепашец. <...> Земля как «место для жизни» не признается лирической героиней М. Цветаевой <...> пишет стихотворение «Я – страница твоему перу.», в котором земля предстает как созидательное, животворящее начало и перекликается с творчеством: «Я – страница твоему перу. <...> / Я – хранитель твоему добру: / Возращу и возвращу сторицей. <...> / Ты – Господь и Господин, а я – / Чернозем – и белая бумага! <...> » Чернозем и бумага в данном случае выступают как одноприродные элементы, связанные божественным началом. <...> «Здесь мифологема земли входит в контекст мифологемы творчества как Слова Божьего, что, в конечном счете, восходит к древнему представлению о поэте, прикоснувшемся к божественному огню» (цит. по: с. <...> Тема стихотворения развивается в библейском контексте: семя, упавшее в землю, прорастает и дает обильные плодыВозращу и возвращу сторицей»). <...> Тема жизни и смерти представлена в творчестве Цветаевой как «вечное возвращение». <...> Автор статьи анализирует <...>