Музыкальные кумиры романтиков ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ С.А. <...> Статья посвящена отношению романтиков к венской классической школе, а также затрагивает некоторые проблемы романтической музыкальной эстетики. <...> Ключевые слова: принцип подражания, романтическая музыкальная эстетика, венская классическая школа. <...> В эпоху романтизма на смену классицистической системе с ее нормативностью в эстетике, рационалистической регламентацией в искусстве пришла «творческая философия, исходящая из идеи свободы и веры в нее и показывающая, что человеческий дух диктует свои законы всему сущему и что «мир есть произведение его искусства» (4, с. <...> В эстетике Просвещения безраздельно господствовал принцип подражания. <...> Все законы искусства в конечном счете подчинялись принципу всеобщего подражания. <...> 123 С.А. Гудимова Аббат Дюбо в трактате «Критические размышления о поэзии и живописи» (1719), описывая подражание в музыке, в существование которого он, как и его современники, твердо верил, замечает, что в музыке используются и другие принципы, а именно гармония и ритм. <...> Полемизируя с рационалистической эстетикой просветителей, Вакенродер отмечает: «Прекраснейшие звуки, которые производит природа: пение птиц, шум воды, эхо в горах и шелест леса, даже и сам величественный гром – все эти звуки непонятны и грубы, точно слова, вырвавшиеся во время сна, это всего лишь нечленораздельные звуки по сравнению с тонами инструментов. <...> Выступая против «диктата разума», Вакенродер пишет: «…ваш рассудок строит на основе слова “красота” строгую систему, вы 124 Музыкальные кумиры романтиков хотите заставить все человечество чувствовать по вашим предписаниям и правилам – сами же вообще ничего не чувствуете» (1, с. <...> Вакенродер пишет об искусстве как выражении несказуемого. <...> Язык слов не позволяет схватить невидимое и непрерывное: язык – это «гробница яростных страстей нашего сердца», поэтому <...>