Оганов ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ* Философия культуры граничит с метафизикой и отчасти ею является, считает автор реферируемой статьи. <...> «В культуре, как в иконе, нет внешнего источника света. <...> Дело в том, что истолкование иных явлений культуры не всегда согласуется с так называемым здравым смыслом. <...> Об исследователе культуры, полагает А.А. Оганов, можно сказать, что он и ученый, и художник, хотя скорее ученый, способный к эстетическому восприятию. <...> Макс Вебер (1864–1920), немецкий социолог, философ и историк, высказывался в том смысле, что не существует «совершенно объективного» научного анализа культурной жизни, ибо слишком бесконечен и подвижен предмет исследования (с. <...> Доступность лишь «конечной части» процесса возникновения культурной ценности приводит к выводу о значительной роли субъективного в этом процессе. <...> Отличительной особенностью понятия культуры является многозначность ее трактовок и интерпретаций. <...> Одно отождествляет понятия культуры и цивилизации, другое разводит их до противопоставления. <...> Американский антрополог и теоретик истории культуры Альфред Крёбер (1876–1960) называл * Оганов А.А. <...> Философская проблематика современной культуры // Эстетика: Прошлое, настоящее и будущее. <...> 56 Философская проблематика современной культуры культуру «потоком продуктов духовного опыта», перейдя от изучения культурных обычаев к понятию «культурного образца», совокупность каковых и составляет систему культуры. <...> Наиболее значимой детерминантой духовного мира человека является менталитет. <...> Понятие «менталитет» было введено в научный оборот американским философом Ралфом Уолдо Эмерсоном (1803–1882). <...> Менталитет неотделим от духовности и, как и духовность, он свободен от оценочного отношения, т.е. не бывает ни «плохим», ни «хорошим» (с. <...> Немецкий философ Эрнст Кассирер (1874–1945) в трехтомном труде «Философия символических форм» (1923–1929) определял культуру как символическую деятельность. <...> Знаково-символическую <...>