Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник культурологии  / №2 2010

ЧЕРЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ПАРАДИГМ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторСофронова
Страниц6
ID471985
АннотацияХотя категории жизни и смерти неразрывно связаны и не существуют в культурном сознании одна без другой, в художественном сознании доминирующее положение занимает или категория жизни или, напротив, категория смерти, что непременно отражается в текстах культуры. И эти отражения не единичны. Собираясь вместе, они характеризуют отдельные эпохи, различающиеся не только отношением к жизни и к смерти, а также способами его выражения, но и предпочтением одной из категорий, которая оказывается в центре внимания.
Софронова, Л.А. ЧЕРЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ПАРАДИГМ / Л.А. Софронова // Вестник культурологии .— 2010 .— №2 .— С. 17-22 .— URL: https://rucont.ru/efd/471985 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Чередование культурных парадигм Л.А. Софронова ЧЕРЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ПАРАДИГМ* Хотя категории жизни и смерти неразрывно связаны и не существуют в культурном сознании одна без другой, в художественном сознании доминирующее положение занимает или категория жизни или, напротив, категория смерти, что непременно отражается в текстах культуры. <...> Собираясь вместе, они характеризуют отдельные эпохи, различающиеся не только отношением к жизни и к смерти, а также способами его выражения, но и предпочтением одной из категорий, которая оказывается в центре внимания. <...> Утверждать, что противоречивое единство значений этих двух ценностных категорий не раскрывается, когда авторы преимущественно сосредоточиваются на одной из них, было бы неверно. <...> Оно подразумевается всегда, даже когда одна из категорий почти полностью подавляется противопоставленной ей. <...> Следовательно, очертания оппозиции Жизнь/Смерть меняются, но ее смысловое ядро всегда остается неизменным. <...> Изменения координируются с движением культурных эпох во времени, но не с их последовательной сменой, а с тем их ритмичным чередованием, которое позволило Д.С. Лихачеву разделить их на первичные и вторичные. <...> Оба ряда, следовательно, состоят из эпох, отстоящих одна от другой на один «шаг». <...> Ряд первичных, условно говоря, ориентируется на жизнь, ряд вторичных – * Софронова Л.А. <...> Чередование культурных парадигм // Категории жизни и смерти в славянской культуре. <...> 17 Л.А. Софронова на ее финал, т.е. противопоставленные категории как бы чередуются в художественном сознании разных эпох. <...> Если две эпохи сходно реагируют на категорию жизни, то между ними непременно находится эпоха, сосредоточенная на категории смерти. <...> Целесообразно проследить чередование парадигм смерти и жизни на материале жанров, некоторые из них построены на противостоянии, другие – предпочитают одну из них. <...> Средние века и барокко, как принято считать, концентрируются на теме смерти. <...> Они выступают <...>

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ