Исторические судьбы европейской культуры В.И. Повилайтис ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ (О КНИГЕ Г.А. <...> ЛАНДАУ «СУМЕРКИ ЕВРОПЫ») Аннотация: Статья посвящена философии истории и культуры Г.А. Ландау. <...> Идеи мыслителя берутся в контексте философии русского зарубежья. <...> Анализируются проблемы философских оснований истории и исторической науки. <...> Подвергнув глубокому анализу сами основы европейской цивилизации, он не только во многом предугадал трагический путь Европы и архитектонику социального порядка, установившегося в мире в период между мировыми войнами, но и дал блестящую общую характеристику культуры новейшего времени, точно указав вектор ее развития. <...> «В этой замечательной статье, – вспоминает Степун, – было уже в 1914-м году высказано многое, что впоследствии создало мировую славу Освальду Шпенглеру. <...> Появившаяся в берлинском издатель171 В.И. Повилайтис стве “Слово” в 1923 г. под тем же заглавием большая книга Григория Адольфовича, полная интереснейших анализов и предсказаний, также прошла незамеченной в эмиграции» (2, с. <...> Он не стал своим и для эмигрантов, оставаясь чужаком решительно во всех лагерях: «Природа наделила Григория Адольфовича блестящими дарованиями, но жизнь жестоко насмеялась над его даровитостью: то немногое, что он написал, мало до кого дошло и мало на кого произвело впечатление» (2, с. <...> Чужой в левоинтеллигентских кругах, он, как германофил, не был своим человеком и среди либерал-консерваторов, убежденных сторонников союзнической ориентации. <...> Но и от германофилов Григорий Адольфович быстро отошел, так как в годы Первой мировой войны германофильство процветало у нас в лагере крайних реакционеровантисемитов или в лагере большевиков-пораженцев. <...> Особенность философской позиции Ландау заключается в том, что, отстаивая «органический подход» к пониманию культуры, он нарушает определенную традицию в русской историософии. <...> Дело в том, что право на пользование органической <...>