Т.Г. Щедриной) С.А. Степанищев ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОСТИ В АНТИНОМИСТИЧЕСКОМ МОНОДУАЛИЗМЕ С. <...> ЛЕВИНАСА Аннотация: Статья посвящена рассмотрению этических обоснований рациональности в философиях Семена Франка и Эмманюэля Левинаса в контексте критики последними классических представлений о мышлении и его субъекте. <...> В ХХ в. сложился целый ряд философских концепций, проблематизирующих с разных точек зрения классическую рациональность (понимаемую чаще всего как весь континуум европейской мысли от досократиков до философий XIX в.) <...> . Оценивая эти тен156 Этические основания рациональности денции современной европейской философии, чаще всего апеллируют к их, так сказать, внутренним, западноевропейским истокам. <...> Именно с такими целями я и предпринимаю в данной статье попытку сопоставления идей антиномистического монодуализма Семена Франка и этического рационализма Эмманюэля Левинаса. <...> * * * Один из магистральных способов осмысления классической рациональности, стремительно набиравший популярность в течение всего ХХ в., а особенно – после Второй мировой войны, можно назвать критическим. <...> Так или иначе, большинство громких «разоблачений» классической рациональности, произошедших в ХХ в., направлены на классические способы мыслить человека и мир как риторику власти (М. Фуко <...> ), любым способом стремящейся осуществиться (в психоанализе сознание является лишь функцией стремящейся к разрядке бессознательной энергии; в марксизме и неомарксизме любая концепция является выражением классового интереса). <...> Классические концепции должны были предстать в глазах своих критиков неработающими, несработавшими или, наоборот, хорошо сработавшими ловушками, в которые был уловлен европеец, ловушками, ответственными за не лучшее стечение обстоятельств европейской истории ХХ в., участниками (и 157 С.А. Степанищев часто – жертвами) которой были не бестелесные разумы, по чистой случайности оказавшиеся воплощенными <...>