Уроки немецкой «понимающей» социологии культуры Л.Д. Гудков УРОКИ НЕМЕЦКОЙ «ПОНИМАЮЩЕЙ» СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ Аннотация: В статье автор анализирует концепции М. <...> Тенбрука, представляет новую программу социологии, базирующуюся на изучении культуры, истории идей, символических форм, духовного наследия, формулирует основные теоретико-методологические принципы социологии культуры. <...> Ключевые слова: социология культуры, история идей, символические формы, социально-культурная дифференциация, смыслополагание, смысл, значение, принцип понимания, текст, символ, социальность, коммуникативность, телесность, верифицируемость, отнесение к ценности, репрезентативная культура. <...> Социология культуры как проблема возникла практически одновременно с самой социологией (в русле «понимающей социологии», проект и программа которой заявлены в работах классиков немецкой социологии М. <...> Вебера и Г. Зиммеля), но как самостоятельная предметная и дисциплинарная подсистема начала оформляться очень поздно – только после начала кризиса классических парадигм, прежде всего – структурного функционализма, неомарксизма и символического бихевиоризма – и связанных с ними наиболее распространенных позитивистских предметных концепций. <...> 149 Л.Д. Гудков В середине 70-х годов эти теоретически-методологические проблемы впервые стали предметом острых дискуссий на семинарах билефельдских социологов, посвященных кризису в социологии и поиску новых направлений ее развития. <...> К этому времени был накоплен значительный опыт эмпирических исследований социально-культурных процессов и институтов, связанных с культурой (включая анализ их культурно-антропологических оснований; в нашей литературе здесь можно указать на фигуру Ю. <...> В 1979 г. лучший немецкий (а может быть, и лучший на тот момент в мире) журнал по социологии – «Кёльнский журнал по социологии и социальной психологии»1 – вышел с манифестом наиболее авторитетных немецких ученых <...>