Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник культурологии  / №1 2010

ФЕНОМЕН СТРАННИЧЕСТВА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И РУССКОЙ КУЛЬТУРАХ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторДорофеев
Страниц25
ID471968
АннотацияРассматривается феномен странничества в русской и западноевропейской культурах: исторические формы странничества, функции странничества в русской культуре («уравновешивающей трансцендентности») и в западной культуре («имманентной динамичности»). Философский анализ странничества выявляет отношения странника со временем и пространством, форму жизни странника
Дорофеев, Д.Б. ФЕНОМЕН СТРАННИЧЕСТВА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И РУССКОЙ КУЛЬТУРАХ / Д.Б. Дорофеев // Вестник культурологии .— 2010 .— №1 .— С. 63-87 .— URL: https://rucont.ru/efd/471968 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Дорофеев ФЕНОМЕН СТРАННИЧЕСТВА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И РУССКОЙ КУЛЬТУРАХ Аннотация: Рассматривается феномен странничества в русской и западноевропейской культурах: исторические формы странничества, функции странничества в русской культуре («уравновешивающей трансцендентности») и в западной культуре («имманентной динамичности»). <...> Философский анализ странничества выявляет отношения странника со временем и пространством, форму жизни странника. <...> Странник – человек «не на своем месте», без метки общества. <...> Поэтому странничество позволяет всегда по-новому увидеть внутреннее бытие культуры и при этом не перестает быть предметом собственно философского исследования. <...> Но прежде необходимо точно определить, что значит само слово «странничество». <...> Но к XX в. в русском языке это слово стало связываться исключительно с формой религиозного подвижничества, а сам странник – пониматься исключительно как богомолец (в словаре Ожегова: «Человек, странствующий пешком, обычно на богомолье»). <...> Так, в древнем мире особым поклонением пользовались сивиллы – странствующие пророчицы, в экстазе предрекающие будущее. <...> Другую функцию выполняли странствующие рапсоды и софисты: переходя с одного места на другое, они удовлетворяли потребность в просвещении. <...> Античность была слишком статична и размеренна для того, чтобы стихийный дух непредсказуемого странничества мог развернуть себя: завершенный Космос Аристотеля не предоставлял для этого ни малейшей возможности. <...> Средневековый европеец в полной мере ощущал себя лишь странником на этой земле: во-первых, хотя ориентир и дан, нельзя быть уверенным в своем спасении (Бертольд Регенбургский, францисканский проповедник XII в., считал, что из ста тысяч человек спасение обретет лишь один); во-вторых, вся земная жизнь рассматривалась исключительно как промежуточный и подготовительный этап к будущей жизни. <...> «Все трагедии Средневековья сводились к трагедии Христа» (Гегель <...>