Бытийственность человека как проблема Л.Н. Голубева БЫТИЙСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОБЛЕМА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭПОХИ Аннотация: Предметом обсуждения статьи являются статус и достоинство человека в эпоху компьютерных технологий, Интернет. <...> Автор не согласен с постмодернистской трактовкой человека как «машины желания», считает, что категорию «дух» нельзя исключить в познании человека, хотя это придает иррациональный оттенок и сближает искусство и философию в современном мире. <...> Пока человек «врастает» в среду информационных технологий не физически, но недалек тот день, когда под кожей окажется микрочип-нейрокомпьютер. <...> А в сфере сознательного происходят необратимые изменения: это, к примеру, замещение феноменов индивидуального сознания безличным отчужденным содержанием идеологических форм. <...> «Пустота» не позволяет человеку выйти из своего маленького домашнего мирка и обрекает его на сочинение индивидуальных утопий по мерке социальных пакетов «готовых социальных истин» и рекламных слоганов. <...> 20 Бытийственность человека как проблема Б.Г. Юдин пишет: «Объектом индивидуальных утопий является будущее самого “утопающего”, его детей, вообще близких, а то и копий, получать которые можно будет путем клонирования»6. <...> Гелену, главной характеристикой человека выступает действие ради биологического выживания. <...> Всякое трансцендирование, выход из себя человека – недопустимая отсрочка действия в бытии человека. <...> Даже такая форма культуры, как религия, 22 Бытийственность человека как проблема в контексте учения А. <...> Гелена – всего лишь система, которая оформляет действие и выступает в качестве решателя проблем. <...> В их зловещем отсвете человек – лишь «машина желания», для которой нет опоры. <...> Но постмодернистская ирония над «старыми» метафизическими системами не привела к появлению новых философем на тему человека, которые бы конкурировали с персонализмом и экзистен23 Л.Н. Голубева циализмом. <...> Никакая отсрочка <...>