Чувственное искушение слов ЧУВСТВЕННОЕ ИСКУШЕНИЕ СЛОВ* Интенсивное изображение русской литературой чувственных явлений действительности, когда читатель подвергается их воздействию, почти выпадает из поля зрения исследователей. <...> Между тем эта сторона русского романа прослеживается от Гоголя до Бунина и Пастернака. <...> Русские писатели стремятся ввести читателя не только внутрь душевных переживаний, но в такие первобытные переживания, которые мы чувствуем, ощущая запах, вкус или осязая что-либо. <...> Они исходят из того, что искусство является выражением чувства, а переживание – один из важнейших способов познания жизни. <...> Не только запечатленные художником идеи и мысли способны охарактеризовать эпоху, но и ее звуки, цветовая гамма, ароматы, вкусовой букет, которые глубоко коренятся в мире вкусов и мыслей данной эпохи. <...> Однако между разнообразными сферами не проведена демаркационная линия: они дополняют и исправляют друг друга. <...> Ощущения, полученные в одной области, могут быть распространены и на другие. <...> Плодотворное влияние друг на друга визуальных и акустических искусств несомненно. <...> Напротив, у Джойса и Мильтона решающий элемент – акустический, и Элиот связывает это с ослаблением у них зрения и со слепотой. <...> По мнению Мережковского, «ясновидец плоти» Толстой обладал богатой визуальной силой воображения, а «ясновидец духа» Достоевский – утонченной аудитивной. <...> Это проявлялось в том, что его героев мы слышим, а толстовских почти видим. <...> 41 Человек погружен в мир, но и мир, воспринимаемый пятью чувствами, погружен в человека. <...> Чувственный опыт приобретается человеком с помощью органов чувств, нечувственный – опытом души. <...> Однако для формирования эстетических ценностей недостаточно совершенного функционирования «внешних» органов чувств, необходимы еще «внутренние» слух и видение. <...> Внутренний опыт приводит в соприкосновение духовно-божественный мир с материально-земным бытием. <...> Ощущения преобразуются <...>