СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН, РОЛЬ И МЕСТО В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ* Ефим Иосифович Пивовар, доктор исторических наук, профессор, ректор Российского государственного гуманитарного университета, пишет, что его работа «является попыткой обобщающего исследования российской эмиграции в контексте цивилизационного подхода, что позволило рассматривать российское зарубежье XIX– XX вв. одновременно как общемировой культурный феномен и как специфическое свойство отечественной истории» (с. <...> Культурологический подход, считает Е.И. Пивовар, является наиболее востребованным при обращении к теме эмиграции, поскольку «перед глазами историка возникает сложная цепь диалогов культур, которые ведутся <…> через посредство промежуточного звена, тесно связанного с обеими культурами и одновременно представляющего собой отдельное историческое явление» (с. <...> История эмиграции и зарубежья рассматривается в реферируемой работе «как одно из интереснейших, присущих всем периодам и странам проявление множественности в единстве человеческой истории» (с. <...> Феномен российского зарубежья требует, чтобы его изучали как целостное явление, которое формировалось в течение полутора столетий. <...> Социально-исторический феномен, роль и место в культурно-историческом наследии. <...> Во второй половине XIX в. российские эмигрантские группы сформировались в большинстве стран Западной Европы, США и Японии. <...> В течение последней четверти XIX в. и первого десятилетия XX в. наблюдался значительный рост еврейской эмиграции. <...> Военные события начала XX в. привели к появлению за рубежом новой категории россиян – военнопленных. <...> Так, около 70 тыс. русских солдат оказались в Японии после войны 1904–1905 гг., пишет Е.И. Пивовар (с. <...> В конце Гражданской войны основными эмиграционными потоками были крымский, северный и дальневосточный, причем наиболее компактный характер носила крымская эвакуация. <...> Около 30 тыс. «старых» эмигрантов вторично эмигрировали <...>