Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник культурологии  / №3 2009

ВЕКОВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ОТВЕТЫ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторГальцева
Страниц11
ID471918
АннотацияПеред нами вторая книга проекта Института мировой литературы им. А.М. Горького, начало которому было положено аналогичным сборником работ, посвященных роману «Идиот» (М.: Наследие. – 2001). Серия именуется «Романы Ф.М. Достоевского: Современное состояние изучения» (именование, правда, не самое благозвучное, но вполне понятное).
Гальцева, Р.А. ВЕКОВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ОТВЕТЫ / Р.А. Гальцева // Вестник культурологии .— 2009 .— №3 .— С. 63-73 .— URL: https://rucont.ru/efd/471918 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вековечные вопросы и современные ответы ВЕКОВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ОТВЕТЫ* Перед нами вторая книга проекта Института мировой литературы им. <...> Достоевского: Современное состояние изучения» (именование, правда, не самое благозвучное, но вполне понятное). <...> Сравните, к примеру, сентенцию – в связи с положением Смердякова в доме Карамазовых – насчет подлинного масштаба долженствующих братских отношений: «Все же лакей – слуга, а слуга – брат, как учит старец Зосима, и, следовательно, даже черт, который, по словам Мити Карамазова, “отца убил”, тот, кто есть “человекоубийца искони”, не может остаться за пределами нашего милующего братского отношения» (из предисловия). <...> А то вышло бы, что и черт ему не брат… В целом характер тома счастливо соответствует характеру избранного сочинения, суть которого не что иное, как религиозная метафизика – тоже ведь предмет не из тех, что не требуют сосредоточенных усилий. <...> (Мы помним время принудительных интерпретаций, когда судьба и Достоевского, и всей русской классики нахония. <...> Достоевского «Братья Карамазовы»: Совр. состояние изуче63 дились в руках совершенно посторонних им носителей «научнопрогрессивного мировоззрения». <...> По словам создателя сборника, превалирует в романе «Братья Карамазовы» проблема апокатастасиса, дословно – восстановления, возвращения, приведения человека и всех вещей в первоначальное состояние. <...> Но ведь не в этом общем смысле апокатастасис стал камнем преткновения в христианском умственном мире. <...> К тому же апокатастасис оказался еще одной препоной на пути между католичеством и православием: первое, как нам известно, введя чистилище, дает еще один шанс облегчить судьбу несчастного, второе настаивает на неотменимости кары Страшного суда (иначе зачем он вообще нужен?) <...> А между тем в заключительном месте одной статьи читаем: «Итак, по Достоевскому: апокатастасис – то, что не может наступить, потому что своей волей свободные существа сотворили <...>