Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник культурологии  / №3 2009

КРИЗИС ЛИТЕРАТУРОЦЕНТРИЗМА В РОССИИ XX–XXI ВЕКОВ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторФетисова
Страниц5
ID471910
АннотацияЛитературоцентризм – такое свойство русской культуры, которое исторически выражалось в упорном тяготении культуры в целом к литературно-словесным формам саморепрезентации. Этот феномен может быть объяснен соединением ряда гетерогенных культурных факторов. Особенно отчетливо культурологические тенденции в литературе проявляются в тех культурах (к их числу относится и русская), которые в течение длительного времени сохраняли традиционный синкретизм и избегали модернизации Литература в таких обществах как наиболее демократичная и доступная область культуры по сравнению, например, с философией, наукой, музыкой, требующими от субъекта особых знаний, навыков интеллектуального опыта или специфических культурных практик, начинает выступать связующей функцией по отношению к другим явлениям культуры.
Фетисова, Т.А. КРИЗИС ЛИТЕРАТУРОЦЕНТРИЗМА В РОССИИ XX–XXI ВЕКОВ / Т.А. Фетисова // Вестник культурологии .— 2009 .— №3 .— С. 9-13 .— URL: https://rucont.ru/efd/471910 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Кризис литературоцентризма в России XX–XXI веков КРИЗИС ЛИТЕРАТУРОЦЕНТРИЗМА В РОССИИ XX–XXI ВЕКОВ* Литературоцентризм – такое свойство русской культуры, которое исторически выражалось в упорном тяготении культуры в целом к литературно-словесным формам саморепрезентации. <...> Этот феномен может быть объяснен соединением ряда гетерогенных культурных факторов. <...> Особенно отчетливо культурологические тенденции в литературе проявляются в тех культурах (к их числу относится и русская), которые в течение длительного времени сохраняли традиционный синкретизм и избегали модернизации. <...> Литература в таких обществах как наиболее демократичная и доступная область культуры по сравнению, например, с философией, наукой, музыкой, требующими от субъекта особых знаний, навыков интеллектуального опыта или специфических культурных практик, начинает выступать связующей функцией по отношению к другим явлениям культуры. <...> Распад синкретизма в таких обществах переживается особенно болезненно и драматично, а противоречия между отдельными, постепенно дифференцирующимися отраслями культуры, постоянно усиливаясь, приводят к обострению идейной борьбы и непредсказуемым социальным и культурным результатам. <...> Жизнь литературы в истории таких культур всегда была связана с различными социокультурными коллизиями и идейными конфликтами, с идеологическими запретами, жесткими моральными и религиозными предписаниями и их нарушениями, политической и духовной цензурой и упорным противостоянием ей. <...> Инстинктивно ощущая органическое и глубокое единство литературы со всей национальной культу* Кондаков И. <...> По ту сторону слова: (Кризис литературоцентризма в России ХХ – ХХI веков) // Вопр. литературы. <...> При этом власть и критика власти прибегают к одному и тому же медиуму – языку. <...> С одной стороны, она требовала от писателя художественного гения, с другой – ценилось то, что Салтыков-Щедрин называл «рабьим языком» – способность <...>