Арон Гуревич Арон Гуревич «БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ» ДО ДАНТЕ* Людей Средневековья волновал вопрос о том, где находится ад. <...> Были распространены верования, что земной мир и мир загробный непосредственно сообщаются. <...> «Отплытие в Сицилию» было синонимом отхода в загробный мир: жерла сицилийских вулканов вели, по тогдашним (унаследованным от Античности) поверьям, прямо в ад. <...> 74 «Божественная комедия» до Данте мали за входы в ад, а людей, умерших неподалеку от них, черти бросали в разверстые жерла. <...> Жители европейского севера верили в то, что чистилище и ад, равно как и Земля обетованная, находятся где-то на далеких островах, до которых можно, хотя и не без труда, добраться. <...> Об этом наглядно свидетельствуют сказания о плавании святого Брендана. <...> В последующие столетия рассказы о плаваниях Брендана приобрели причудливую форму: повествования о путешествиях в дальние края сплавились воедино с эсхатологическими видениями. <...> Мечты о Земле обетованной и страхи, порожденные ожиданием «конца времен», дух странствований и аскетизм, любовь к фантастическому и реминисценции из античной литературы, фольклор и религия смешались в этом повествовании, что и обеспечило сказанию широчайшую, поистине европейскую популярность. <...> Среди «островов блаженных» путникам повстречался пылающий остров кузнецов, ковавших души грешников, а затем они наткнулись на скалу, на которой сидел сам Иуда Искариот; по воскресеньям он отдыхал, по милосердию Господа, от адских мук; по истечении срока Иуда был окружен толпой 75 Арон Гуревич демонов и увлечен в ад. <...> После семилетних странствий Брендан с оставшимися в живых спутниками возвратился домой с грузом драгоценных камней. <...> Ныне писатели, озабоченные проблемой доколумбовых открытий Америки, приписывают честь первооткрывателя также и святому Брендану. <...> Чтобы достигнуть ада, нужно двигаться на север; на север же устремлены взоры грешников, ожидающих кары. <...> Пространство видений – это прежде <...>