Проблемы и противоречия возрожденческого гуманизма КУЛЬТУРА АНТИЧНОЙ ЭПОХИ, СРЕДНИХ ВЕКОВ И НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ Н.И. <...> Шульгин ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОГО ГУМАНИЗМА* ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ Появление и утверждение термина «гуманизм» связывают с эпохой Возрождения, ибо как система взглядов он формируется именно в эту эпоху. <...> Гуманизм определяется в трех смыслах: 1) движение образованных людей, объединенное изучением и комментированием памятников древнеклассической латинской литературы; 2) особый тип философского мировоззрения, в центре которого человек с его земными делами и свершениями; 3) человеколюбие, гуманность как основной принцип отношения человека к человеку (с. <...> Гуманисты XIV–XV вв. противопоставляли богословскосхоластическому знанию, религиозному аскетизму и унижению человека идеал свободной всесторонне развитой личности. <...> Джованни Пико делла Мирандола, Савонарола, Эразм Роттердамский стремились возродить дух Евангелия, дух свободы, терпимости, любви, уважения к личности. <...> Именно эту линию в Ренессансе частично предвосхитил Данте, пишет русский священник и философ Александр Мень. <...> Гуманисты осуществляли синтез христианской веры и античной мудрости. <...> Важнейшей из их идей был антропоцентризм, т.е. учение о том, что мироздание существует исключительно * Шульгин Н.И. <...> Проблемы и противоречия возрожденческого гуманизма // Русская культура: история и современность. <...> Фичино писал в связи с этим, что «человек не желает ни высшего, ни равного себе и не допускает, чтобы существовало над ним что-нибудь, не зависящее от его власти» (цит. по: с. <...> Однако, как пишет А.Ф. Лосев, разгул страстей в возрожденческой Италии достигает невероятных размеров. <...> Распущенностью и развратом прославились многие князья, купцы, церковные деятели, причем «честолюбие, корыстолюбие и развращенность этих людей сочетались с блестящими дарованиями и энергией, а главным движителем была страсть к жизненному самоутверждению любыми <...>