Максим ГОРЬКИЙ
КНУТ ГАМСУН
[]
Есть люди, для которых писание книг - ремесло, "средство к жизни"; когда они не лгут на
человека, не показывают его хуже, чем он есть, - это уже хорошо. <...> Еще лучше, если они несколько, хотя
бы и грубо, подкрашивают ближнего, пусть они делают это лишь потому, что желают заслужить
благоволение читателей, я нахожу, что читателям полезно видеть себя менее тусклыми; красивенькое
оперение придает человеку сходство с петухом, а ведь эта птица, разучившись летать, все-таки ходит по
земле гордо и почтенно не только тем, что одаряет мир миллионами яиц, но и потому также, что ею
хорошо понято культурное значение соперничества. <...> Есть писатели, обреченные недугом "таланта" работать "в поте лица", побуждаемые сочинять
книги беспокойным стремлением к "славе", вполне законной и биологически оправданной жаждой
выдвинуть, "выявить" свою личность из хаотической массы "просто людей", создать в среде этих людей
атмосферу внимания и сочувствия сочинителю, утешителю, забавнику. <...> Для таких писателей совершенно
необходимы лестные отзывы критиков, почтительные поклоны читателей, многообещающее
любопытство женщины, все прочее в этом духе, что, охмеляя, возбуждает к дальнейшему труду. <...> Писатели этого ряда недолговечны и не глубоко врезают имена свои в "память веков", но это именно они
создают "литературу" в широком смысле понятия и они подобны безыменным каменщикам, которые
создавали удивительные храмы Средневековья. <...> Затем идут художники исключительной духовной силы, сосредоточенности и почти чудесного
духовного зрения; они обладают способностью видеть никому не видимое, понимать никем не понятое,
открывать в обычном - необыкновенное. <...> На их книгах лежит отпечаток внушительной и чарующей
интимности, и всегда чувствуешь что они говорят не "людям вообще", а какому-то одному,
излюбленному человеку, он один только и важен для них, он только и может понять <...>
Максим_Горький._Кнут_Гамсун.pdf
Максим ГОРЬКИЙ
КНУТ ГАМСУН
[]
Есть люди, для которых писание книг - ремесло, "средство к жизни"; когда они не лгут на
человека, не показывают его хуже, чем он есть, - это уже хорошо. Еще лучше, если они несколько, хотя
бы и грубо, подкрашивают ближнего, пусть они делают это лишь потому, что желают заслужить
благоволение читателей, я нахожу, что читателям полезно видеть себя менее тусклыми; красивенькое
оперение придает человеку сходство с петухом, а ведь эта птица, разучившись летать, все-таки ходит по
земле гордо и почтенно не только тем, что одаряет мир миллионами яиц, но и потому также, что ею
хорошо понято культурное значение соперничества.
Есть писатели, обреченные недугом "таланта" работать "в поте лица", побуждаемые сочинять
книги беспокойным стремлением к "славе", вполне законной и биологически оправданной жаждой
выдвинуть, "выявить" свою личность из хаотической массы "просто людей", создать в среде этих людей
атмосферу внимания и сочувствия сочинителю, утешителю, забавнику. Для таких писателей совершенно
необходимы лестные отзывы критиков, почтительные поклоны читателей, многообещающее
любопытство женщины, все прочее в этом духе, что, охмеляя, возбуждает к дальнейшему труду.
Писатели этого ряда недолговечны и не глубоко врезают имена свои в "память веков", но это именно они
создают "литературу" в широком смысле понятия и они подобны безыменным каменщикам, которые
создавали удивительные храмы Средневековья.
Затем идут художники исключительной духовной силы, сосредоточенности и почти чудесного
духовного зрения; они обладают способностью видеть никому не видимое, понимать никем не понятое,
открывать в обычном - необыкновенное. На их книгах лежит отпечаток внушительной и чарующей
интимности, и всегда чувствуешь что они говорят не "людям вообще", а какому-то одному,
излюбленному человеку, он один только и важен для них, он только и может понять всю глубину и
значительность их "священного писания".
Вероятно, человек этот физически не существует, художники выдумывают его. Воображаемый
собеседник исключительно понятлив и умен, ибо он - ты сам. Не могу представить Анатоля Франса
беседующего с живым человеком-другом совершенно открыто, без пауз, требующих умолчаний и
многоточий.
Это - монументальные люди искусства, творцы "вечных книг", деспоты в области литературы,
создатели школ, течений, стилей.
Кнут Гамсун принадлежит именно к этой группе художников слова. Но и среди них он для меня
является исключением. В современной литературе я не вижу никого, равного ему по оригинальности
творчества.
Я думаю, что для него совершенно не важны, не интересны "школа", "стиль" и вообще все то, что
влачится тенью вслед за истинным искусством, которое, точно так же, как наука, создает "вторую
природу", с тем различием, что наука заботливо окружает человека "второю природой" извне, а
искусство создает эту природу внутри нас.
Стр.1