КЛАССИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ КЛАССИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ П.Б. <...> «РОССИЙСКАЯ» (ИМПЕРСКАЯ) И «РУССКАЯ» (НАЦИОНАЛЬНО-ЦЕНТРАЛИСТСКАЯ) ИДЕИ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЕКТАХ ДЕКАБРИСТОВ∗ В декабристском движении, как движении политическом, были две центральные, определяющие и построяющие, идеи: во-первых, идея политического преобразования Российского государства и, во-вторых, тесно связанная с нею идея реформы социальных отношений, в основе которой лежало так или иначе понимаемое освобождение крестьян. <...> Политически-преобразовательные идеи декабристов представляют очень большой интерес и притом не только исторический, но и современный. <...> В политическом развитии России мы видим два процесса, тесно между собою связанные и в то же время в известной мере и в известном смысле расходящиеся. <...> С точки зрения историко-социологической нет в образовании государств различия, быть может, более основного и решающего, чем различие между единым национально-сплоченным, национально-целостным государством и Империей, образуемой из объединения под какой-то единой верховной властью разнородных в национально-этническом смысле территорий. <...> То, что делали и сделали московские цари, уже было в одно и то же время и образованием национального государства, и созданием Империи. <...> А при Петре национальная консолидация вчерне, так сказать, почти закончилась и начался процесс построения Империи. <...> Имперский характер образования русского государства даже в московский период имел свое яркое словесное выражение в том, что слово «государство» прилагалось не только ко всему государственному це«Россия и Славянство». <...> «РОССИЙСКАЯ» (ИМПЕРСКАЯ) И «РУССКАЯ» (НАЦИОНАЛЬНО-ЦЕНТРАЛИСТСКАЯ) ИДЕИ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЕКТАХ ДЕКАБРИСТОВ лому, но и к отдельным его частям (например, к Новгороду Великому, к Казани) и после их окончательной инкорпорации в Московское государство. <...> Самый яркий и законченный тип образования единого национального <...>