Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Россия и современный мир  / №4 2012

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторГлебова
Страниц30
ID470864
АннотацияСтатья посвящена месту Отечественной войны в национальном сознании и предназначена показать, как память общества реагирует на важнейшие исторические события, какое символическое значение в них вкладывает. В работе предпринимается попытка выявления роли мифа войны, одного из определяющих для национальной культуры, в процессах конструирования легитимности современного режима и идентичности российского общества
Глебова, И.И. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ / И.И. Глебова // Россия и современный мир .— 2012 .— №4 .— С. 6-35 .— URL: https://rucont.ru/efd/470864 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Глебова ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ* Глебова Ирина Игоревна – доктор политических наук, руководитель Центра россиеведения ИНИОН РАН. <...> 6 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ исторического сознания российского общества и «исторической политики» власти2 становится очевидным, что итог в основном таков: история сведена к советской (досоветская, русская «интересна» по-прежнему как «пролог» к чему-то действительно важному, касающемуся впрямую ныне живущих; тот же Александр Невский, победитель шведов и псов-рыцарей, любим как герой именно сталинской эпохи, эдакий маршал – победитель германцев…), последняя же редуцирована к Великой Отечественной войне. <...> В этом значении «историческая политика» практически неразличима с «политикой памяти» – так называют практики общественного бытования истории. <...> И здесь возникает целая серия вопросов: почему постсоветская Россия в качестве основания своей идентификации и легитимации выбрала именно войну? по какой причине наши массовые сознание и культура оказались так привязаны к военному проекту? какая версия войны оказалась органична постсоветизму? <...> Опыт истории – миф национальной культуры Примем за основу постсоветский подход – не его оправдательную логику, но своего рода «завороженность» войной, центрированность на Отечественную. <...> Поэтому воспринимать миф национальной культуры в значении фальсификации исторического события могут люди или совершенно неподготовленные (непросвещенные на этот счет), или политически ангажированные и идеологизированные. <...> «Для историка мифологический образ исторического события является упрощающей действительность абстракцией. <...> Начало изучения мифа и мифического (мифологического) сознания было положено трудами Э. <...> Важнейшим для России оказался военный опыт; она по существу милитарная страна. <...> Милитаризации подверглось сознание – и элит, и народа; милитарность – родовая черта ментальности «модального <...>