Глебова ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ* Глебова Ирина Игоревна – доктор политических наук, руководитель Центра россиеведения ИНИОН РАН. <...> 6 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ исторического сознания российского общества и «исторической политики» власти2 становится очевидным, что итог в основном таков: история сведена к советской (досоветская, русская «интересна» по-прежнему как «пролог» к чему-то действительно важному, касающемуся впрямую ныне живущих; тот же Александр Невский, победитель шведов и псов-рыцарей, любим как герой именно сталинской эпохи, эдакий маршал – победитель германцев…), последняя же редуцирована к Великой Отечественной войне. <...> В этом значении «историческая политика» практически неразличима с «политикой памяти» – так называют практики общественного бытования истории. <...> И здесь возникает целая серия вопросов: почему постсоветская Россия в качестве основания своей идентификации и легитимации выбрала именно войну? по какой причине наши массовые сознание и культура оказались так привязаны к военному проекту? какая версия войны оказалась органична постсоветизму? <...> Опыт истории – миф национальной культуры Примем за основу постсоветский подход – не его оправдательную логику, но своего рода «завороженность» войной, центрированность на Отечественную. <...> Поэтому воспринимать миф национальной культуры в значении фальсификации исторического события могут люди или совершенно неподготовленные (непросвещенные на этот счет), или политически ангажированные и идеологизированные. <...> «Для историка мифологический образ исторического события является упрощающей действительность абстракцией. <...> Начало изучения мифа и мифического (мифологического) сознания было положено трудами Э. <...> Важнейшим для России оказался военный опыт; она по существу милитарная страна. <...> Милитаризации подверглось сознание – и элит, и народа; милитарность – родовая черта ментальности «модального <...>