Поляк ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ: ГОТОВЫ ЛИ К НИМ ГОСУДАРСТВО И НАСЕЛЕНИЕ? <...> Первые шаги электронных государственных услуг Как известно, личный пример первого лица – лучший стимул для внедрения нововведений. <...> С появлением в стране новой администрации вопросы электронного документооборота и предоставления гражданам онлайновых услуг относятся к самым приоритетным. <...> Президент страны, открывая Совет по развитию информационного общества 12 февраля 2009 г., высказался на эту тему достаточно внятно. <...> «Не внедрены электронные государственные услуги для граждан. <...> За редким исключением, нет возможности отправить с личного компьютера никакого заявления или проследить за прохождением своей бумаги в том или ином ведомстве, получить электронную справку по системе единого окна» и далее: «Электронного правительства нет, всё это – химера»1. <...> Не менее резкие слова звучали на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2009 г.2 В результате появились два правительственных распоряжения (№ 1555-р от 17.10.2009 и № 1993-р от 17.12.2009) о государственных и муниципальных услугах, предоставляемых в электронном виде органами исполнительной власти соответственно на федеральном и региональном уровнях. <...> Во втором перечне 58 услуг (регистрация рождения и брака; запись в детский сад; предоставление социальных льгот и субсидий; оформление разрешений на строительство и аренду земли; получение информации о результате экзаменов и оценках ученика; запись на прием к врачу; выдача документов жилищно-коммунальной сферы и др.) <...> . Взаимодействие государственных органов с потребителями услуг в этих документах разделено на пять этапов: информационный (предоставление в электронном виде информации о порядке оказания услуг), одностороннее взаимодействие (предоставление в электронном виде необходимых форм и бланков), двустороннее взаимодействие (возможность для заявителей представлять документы в электронном <...>