Глушко СЛОВАЦКАЯ КАТАКОМБНАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ (1969–1989) И РОССИЯ Глушко Елена Викторовна – магистр искусств, закончила аспирантуру ИНИОН РАН по специальности «Всеобщая история». <...> В контексте дискуссий о свойствах авторитарных режимов и проблемах, связанных с переходом от социализма к постсоциализму, анализ явлений, которые позволили так или иначе облегчить трансформационные процессы в отдельно взятой стране, представляется достаточно актуальным. <...> В Польше и Словакии (именно Словакии; ситуация в чешских землях отличалась принципиально) в социалистический период роль активного общественного начала играла Римско-католическая церковь; впрочем, в Словакии она подвергалась значительно большему давлению со стороны властей. <...> Думается, что способы, какими Словакия сохраняла свою независимую культуру и духовность в условиях авторитарного государства, представляют интерес для исследователей. <...> Кроме того, небезынтересно выявить, какую роль в жизни и мировоззрении членов данной общины играло отношение к СССР и, в частности, к России, а также охарактеризовать их деятельность на территории России – как в советский период, так и в настоящее время. <...> Да и в самой Словакии проблематике катакомбной церкви в период социализма уделялось мало внимания; во всяком случае, несравнимо меньше, чем, к примеру, в соседней Чехии. <...> В Чехии же инакомыслие в 250 КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ (1969–1989) И РОССИЯ СЛОВАЦКАЯ КАТАКОМБНАЯ советский период воспринимается в основном через призму истории «Хартии-77» и правозащитного движения в строгом смысле этого слова, хотя работы по истории чешской катакомбной церкви существуют (5). <...> Режим «нормализации», установившийся в Чехословакии после военной интервенции стран Варшавского договора в августе 1968 г., представлял собой одну из наиболее «жестких» политических систем в европейских социалистических странах. <...> Священникам приходилось получать согласие на пастырскую деятельность <...>