Вообще же «сословие лордов», как мы хорошо знаем, – это наследственная аристократия. <...> Шумпетера «Капитализм, социализм и демократия» элитистская концепция политики, т.е. трактовка ее как попреимуществу конкуренции элитных групп, стала на Западе – нормативной. <...> Элита, являющаяся воплощением политической культуры (ее типа, специфики, неповторимости), легче справляется с конфликтами, чем «запуганная группа политических руководителей, которые готовы бежать в кусты, как только им напоминают об ответственности» (там же). <...> С элитистской темой связана еще одна – модальной личности. <...> А теперь вернемся к обвинению Достоевского и планам Сперанского. <...> В обществе, утверждал Сперанский, «должен быть известный класс людей, особенно предустановленных к охранению закона» (10, с. <...> Потому Сперанский пришел к мысли: необходимо сверху формировать политическую аристократию из старших сыновей наиболее знатных фамилий. <...> Ведь о дворянстве Сперанский был невысокого мнения, а наследственную аристократию все-таки собирался рекрутировать из ее рядов? <...> Ну, во-первых, он, скажем прямо, не без основания, надеялся, что наиболее просвещенная и социально ответственная часть дворянства сможет поставить кадры для этого элитного «сословия». <...> «Я не могу без душевного унижения и помыслить, чтоб Российское государство столько было от небес оставлено, чтоб не можно было в нем найти столько просвещенных умов и столько теплых по благу общему сердец, сколько может быть нужно к составлению такого сословия», – 20 ЕЩЕ РАЗ ОБ ЭЛИТАХ В РУССКОЙ ИСТОРИИ писал Сперанский (10, с. <...> (Так был ли план Сперанского «отвлеченным» и «умственным», был ли он тем, что Достоевский называл «тянуть дребедень отвлеченноевропейскую»? <...> ) Далее к вопросу об «умственности» и «отвлеченности» плана Сперанского. <...> И еще к вопросу об «умственности» и «отвлеченности» плана Сперанского. <...> В седьмой главе третьей части романа Достоевский его устами провозглашает свое понимание <...>