КАК МЫ ЗАРАБОТАЛИ ДЕНЬГИ И ПОТЕРЯЛИ НЕЗАВИСИМОСТЬ СВОБОДА НА ПРОДАЖУ: Кэмпфнер Д. <...> СВОБОДА НА ПРОДАЖУ: КАК МЫ ЗАРАБОТАЛИ ДЕНЬГИ И ПОТЕРЯЛИ НЕЗАВИСИМОСТЬ Kampfner J. <...> Кэмпфнер задается вопросом: почему люди готовы бороться за свободу зарабатывать, выезжать в другие страны и отказываются от свободы выражать свое мнение? <...> Или можно сказать иначе: почему люди общественным свободам предпочли частные? <...> В анализе автор не ограничился лишь западными странами, но привлек материал по Сингапуру, Китаю, России, Объединенным Арабским Эмиратам. <...> Везде население, как было установлено, в последние 20 лет обнаружило ту же тенденцию – сознательный отказ от общественных свобод за иллюзию богатства и безопасности. <...> Население, гонясь за той самой иллюзией изобилия, вовсе не имело в виду отрекаться от своих политических прав, поскольку считало, что одно обусловливает, а не отменяет другое. <...> Ведь такова ключевая установка капиталистической идеологии – рост благосостояния должен вести к утверждению политических свобод. <...> Сторонники капитализма настаивают на его взаимосвязи с демократией и неэффективности без нее. <...> И это стало настоящим сюрпризом, когда к концу ХХ в. выяснилось, что капитализм способен прекрасно обходиться без демократии. <...> Более того, без демократии капитализм, судя по росту уровня благосостояния богатых и средних слоев во всех названных странах, оказался намного более конкурентоспособен. <...> В демократическом порядке передовых капиталистических стран фактически воплотился тот самый «общественный договор», о котором писали еще либеральные философы Нового времени. <...> В рамках этого «общественного договора» правительства и впрямь являлись в значительной степени выразителями воли широких слоев населения, защищали их интересы. <...> Теперь вместо «общественного договора» заключен новый пакт между государством и населением. <...> В авторитарных государствах он выглядит (с некоторыми национальными особенностями) следующим <...>