Кива КИТАЙ И РОССИЯ: РАЗНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ, РАЗНЫЕ РЕФОРМЫ Кива Алексей Васильевич – доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН. <...> За последние годы не раз приходилось слышать, в том числе и от авторитетных ученых и общественных деятелей, самые разные точки зрения на китайские реформы. <...> Однако едва ли не большинство авторов, признавая их неоспоримый успех, полагают, что нам, россиянам, чтобы реализовать китайскую модель реформ, надо стать китайцами. <...> Наверное, при анализе китайского общества можно вполне корректно использовать подход Николая Бердяева к анализу российского общества, подход в парадигме антиномии. <...> Китай и Россия – разные цивилизации Действительно, это разные цивилизации и по возрасту, и по менталитету народов. <...> Перефразируя известное выражение, скажем, что хорошо для китайца, для русского, россиянина – смерть. <...> Китайская цивилизация – одна из сохранившихся древних цивилизаций, в то время как российская цивилизация сравнительно молода. <...> Причем, как утверждал Бердяев, «в русской истории, вопреки мнению славянофилов, нельзя найти органического единства… <...> В истории мы видим пять разных Россий: Россию киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, 180 КИТАЙ И РОССИЯ: РАЗНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ, РАЗНЫЕ РЕФОРМЫ Россию петровскую, императорскую и, наконец, новую, советскую Россию» (1). <...> Китайская же цивилизация, по сведениям китайских историков, насчитывает пять тысячелетий. <...> Но поскольку Китаем правили почти сорок династий, его не раз завоевывали монголы и маньчжуры, то в истории страны тоже было немало «разных Китаев». <...> . Лао Цзы, основатель философии даосизма, важнейшей составляющей китайской культуры, жил в конце VI – начале V в. до н.э. <...> Последователь Конфуция философ Мэн-Цзы (372–289 гг. до н.э.) дополнил положение своего учителя о «Небесном Мандате правителя» положением об «Изменении Небесного Мандата». <...> Мэн-Цзы, считающийся вторым после Конфуция философом <...>