Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Литературоведческий журнал  / №3 2011

ОБРАЗ ЛУННОГО СИЯНИЯ В «НОЧНОЙ ПОЭЗИИ» ТЮТЧЕВА И ФЕТА (О ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ПОЭТОВ) (260,00 руб.)

0   0
Первый авторАношкина-Касаткина
Страниц31
ID470402
АннотацияИзучая «ночную поэзию» в русской литературе середины XIX в., автор статьи выделила философско-романтическую ее разновидность. Ф.И. Тютчев и А.А. Фет породнились в осознании световой основы мирового бытия – Божественного Первоначала. В статье рассмотрено своеобразие поэтики образа лунного сияния, его вариантов и вариаций, живописно-музыкальной выразительности.
Аношкина-Касаткина, В.Н. ОБРАЗ ЛУННОГО СИЯНИЯ В «НОЧНОЙ ПОЭЗИИ» ТЮТЧЕВА И ФЕТА (О ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ПОЭТОВ) / В.Н. Аношкина-Касаткина // Литературоведческий журнал .— 2011 .— №3 .— С. 48-78 .— URL: https://rucont.ru/efd/470402 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Аношкина-Касаткина ОБРАЗ ЛУННОГО СИЯНИЯ В «НОЧНОЙ ПОЭЗИИ» ТЮТЧЕВА И ФЕТА (О философско-эстетических представлениях поэтов) Аннотация Изучая «ночную поэзию» в русской литературе середины XIX в., автор статьи выделила философско-романтическую ее разновидность. <...> Ф.И. Тютчев и А.А. Фет породнились в осознании световой основы мирового бытияБожественного Первоначала. <...> В статье рассмотрено своеобразие поэтики образа лунного сияния, его вариантов и вариаций, живописно-музыкальной выразительности. <...> Но однако не это ценит Тютчев в поэтической натуре Фета, а его способность видеть высшие сферы бытия – «Великую Мать», ту самую «Природу-Мать», которая наделила птиц («коршуна») крыльями, позволив им взвиваться высоко в небеса, и «голос» ее надлежит человеку всегда слышать; Ф.И. Тютчев в стихотворном послании А.А. Фету писал: «Не Образ лунного сияния в «ночной поэзии» Тютчева и Фета (о философско-эстетических представлениях поэтов) 49 нужно и видеть и слышать живую и любящую Душу мира. <...> Процесс созерцания «смотрения» бытия выделен в поэтическом творчестве обоих поэтов, склонных призывать: «Смотри, как облаком живым / Фонтан сияющий клубится…»; «Смотри, как листьем молодым / Стоят обьвеяны берёзы…»; «Смотри как на речном просторе…»; «На месяц взглянь…» – все это просил Тютчев. <...> И Фет постоянно в стихах тоже «видел» красоту Божьего мира и угадывал поэтическое значение даже частных его проявлений: Лист трепетал, красноречиво Глядели звезды нам в глаза. <...> 2 Тютчев в стихотворном послании пользуется фетовскими понятиями для обозначения его лирических душевных состояний: поэт «чуял», «слышал», «смотрел», «уяснял» сокровенный смысл бытия; Фет призывал: 50 В душе смиренной уясни Дыханье ночи непорочной, И до огней зари восточной Под звездным пологом усни. <...> Ильин, философски осмысливая русскую поэзию, будет говорить о значении поэтического созерцания в качестве сущности художественного творчества, «истинного <...>