Есипова СИНТАКСИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В РОССИЙСКОМ ЖЕСТОВОМ ЯЗЫКЕ В данной статье излагаются теоретические предпосылки к построению формальной синтаксической модели, описывающей все возможные поверхностные порядки слов в прямых вопросах в российском жестовом языке. <...> Предлагается вариант такой модели, основанный на простой архитектуре синтаксического дерева и более сложной, многоступенчатой схеме синтаксического передвижения. <...> Вопросительные предложения в формальной традиции В формальной лингвистической парадигме классическая типология вопросительных предложений выделяет два типа языков — языки с передвижением вопросительной группы (wh-передвижением) влево и языки с отсутствием такого передвижения. <...> В английских вопросах вопросительная группа передвигается из позиции, в которой она получает семантическую интерпретацию, на левую периферию синтаксического дерева. <...> Традиционно считается, что позиция, в которую перемещается вопросительная группа, — это позиция спецификатора группы комплементайзера (SpecCP). <...> Так, в примере (1) вопросительная группа what выдвинулась из позиции прямого объекта и оказалась в позиции SpecCP: (1) What did John buy <what>? [англ.] <...> ” Графически пример (1) может быть представлен в виде следующего синтаксического дерева: Есипова Мария Викторовна — аспирант кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: maria.yesipova@gmail.com 148 (1)' В таких языках, как китайский, такого передвижения не происходит (по крайней мере, на уровне звуковой формы); вопросительная группа остается in situ (лат. “на месте”), откуда термин “wh-insitu-языки”: (2) ni you like xihuan shei? [кит.] who “Кого вы любите? <...> Данные из жестовых языков Большинство изученных устных языков (иногда с рядом оговорок) вписывается в данную типологию. <...> Move wh in a Language without wh-movement // Linguistic Review. <...> 4 Жестовые языки — естественные языки визуально-кинетической модальности <...>