Философские науки – 12/2013 ФиЛосоФиЯ и КуЛьТуРА В КоНТеКсТе ВРеМеНи Культурные практики «ПРоЛеТАРсКие МАссЫ» и КуЛьТуРА: ПРеодоЛеНие оТчуЖдеНиЯ Л.А. БУЛАВКАБУЗГАЛИНА Массы и культура. <...> Масса довольствуется, как правило, симулякром культуры, а культура в условиях массового общества становится все более отчужденной от индивида, и чем она подлиннее, тем больше степень этого отчуждения. <...> Нарастающая острота и одновременно неразрешенность этой проблемы, перешагнувшая из второй половины XX в. уже в XXI в., в конечном итоге привели к тому, что вопрос отчуждения масс от культуры стал считаться имманентной характеристикой массового общества. <...> А, как известно, системное свойство снимается вместе с самой системой, поэтому по мере сохранения массового общества вопрос о преодолении отчуждения масс от культуры, казалось бы, так и остается неактуальным. <...> Острота этой первостепенности обусловлена не только возросшей степенью отчуждения масс от культуры, но и качественным изменением его внутренней природы: частный индивид (частный интерес) как исходный пункт, «клеточка» современной российской реальности, с одной стороны, становится все более и более атомизированным, а с другой – все более зависимым от условий глобального рынка. <...> Неразрешенность этого противоречия в конечном итоге усиливает доминирование того пути развития, который можно определить как «глобализацию тотального отчуждения». <...> Но природа этого типа отчуждения, характерного для эпохи глобализации, является несколько иной, чем то, что было характерно для общества потребления Л.А. БУЛАВКА-БУЗГАЛИНА. <...> Одним из важнейших различий между ними является то обстоятельство, что индивид эпохи глобализации объективно становится функцией (рыночным агентом) массмедийнокультурных сетей. <...> По мере того, как производство массмедийной продукции превращается в один из «локомитивов» мирового бизнеса1 , являясь одновременно доминирующей формой современного <...>