Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Литературоведческий журнал  / №1 2016

ДЕРЖАВИНСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИРИКИ В ЕВРОПЕЙСКОМ КОНТЕКСТЕ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторМахов
Страниц25
ID469813
АннотацияТрактат Г.Р. Державина «Рассуждение о лирической поэзии или об оде» рассматривается как синтез многочисленных поэтологических идей, восходящих к разным эпохам в истории европейской поэтики. Заимствуя из теорий лирики рубежа XVIII–XIX вв. круг представлений, связанных с понятиями чувства, сердца и выражения, Державин отказывается видеть модель лирики в музыке (как это делает большинство европейских теоретиков XVIII в.), предпочитая связывать лирику с визуальной изобразительностью и трактуя лирическое стихотворение как череду выразительных «картин»
Махов, А.Е. ДЕРЖАВИНСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИРИКИ В ЕВРОПЕЙСКОМ КОНТЕКСТЕ / А.Е. Махов // Литературоведческий журнал .— 2016 .— №1 .— С. 7-31 .— URL: https://rucont.ru/efd/469813 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Державинская теория лирики в европейском контексте К 200-ЛЕТИЮ СМЕРТИ Г.Р. <...> ДЕРЖАВИНА 7 А.Е. Махов ДЕРЖАВИНСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИРИКИ В ЕВРОПЕЙСКОМ КОНТЕКСТЕ Аннотация Трактат Г.Р. <...> Державина «Рассуждение о лирической поэзии или об оде» рассматривается как синтез многочисленных поэтологических идей, восходящих к разным эпохам в истории европейской поэтики. <...> Заимствуя из теорий лирики рубежа XVIII–XIX вв. круг представлений, связанных с понятиями чувства, сердца и выражения, Державин отказывается видеть модель лирики в музыке (как это делает большинство европейских теоретиков XVIII в.), предпочитая связывать лирику с визуальной изобразительностью и трактуя лирическое стихотворение как череду выразительных «картин». <...> Ключевые слова: «Рассуждение о лирической поэзии» Державина, теории лирики, поэтологические топосы, лирика и музыка, лирика и живопись, образ, выражение чувства, Шарль Баттё, Иоганн Готфрид Гердер. <...> He preferred to associate lyrics with visuality and to treat lyrical poem as a chain of expressive «pictures». которым Г.Р. Державин работал в последнее десятилетие жизни1, был создан уже после того, как лирика вошла (благодаря Шарлю Баттё и подхватившим его идею немецким эстетикам) в триаду литературных родов, а полемика о сущности лирики, сосредотоТрактат «Рассуждение о лирической поэзии или об оде», над 8 А.Е. Махов ченная главным образом вокруг вопроса о том, является ли она, вместе с прочими литературными родами, подражанием, как считал сам Баттё, или (само)выражением, как полагало большинство немецких теоретиков, уже завершилась в пользу второго мнения. <...> Перипетии интенсивного обсуждения лирики европейскими текстом «Рассуждения»2, полагал, что «трактат Державина в целом находится на уровне современной ему европейской эстетической мысли»3. <...> Что именно Державин принимает в современной ему теории (теориях) лирики – и что отвергает? <...> Остается ли он в рамках современной теории или дополняет ее концептами, взятыми из более ранних эпох истории поэтики <...>