Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635151)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Литературоведческий журнал  / №2 2014

ФАНТАСТИЧЕСКОЕ У ЛЕРМОНТОВА (260,00 руб.)

0   0
Первый авторСытина
Страниц8
ID469755
АннотацияВ творчестве Лермонтова фантастическое представлено в разных жанрах. Зачастую оно основывается на фольклорных образах и бродячих сюжетах. Фантастическое придает изображаемым событиям метафизический и вселенский смысл, философское звучание. Наличие сверхъестественного никогда не поясняется автором. Недосказанность создает особую мистическую напряженность, ведет к символизации образов, порождает многоплановость их интерпретации
Сытина, Ю.Н. ФАНТАСТИЧЕСКОЕ У ЛЕРМОНТОВА / Ю.Н. Сытина // Литературоведческий журнал .— 2014 .— №2 .— С. 48-55 .— URL: https://rucont.ru/efd/469755 (дата обращения: 07.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сытина ФАНТАСТИЧЕСКОЕ У ЛЕРМОНТОВА* Аннотация В творчестве Лермонтова фантастическое представлено в разных жанрах. <...> Зачастую оно основывается на фольклорных образах и бродячих сюжетах. <...> Фантастическое придает изображаемым событиям метафизический и вселенский смысл, философское звучание. <...> Недосказанность создает особую мистическую напряженность, ведет к символизации образов, порождает многоплановость их интерпретации. <...> Мистический колорит и фантастические мотивы характерны для русской литературы первой половины XIX в. <...> У М.Ю. Лермонтова фантастическое появляется в отдельных произведениях, мистическое же мироощущение пронизывает все его творчество. <...> «Вещее зрение» [6, 76] и пророческий дар, присущие поэту, позволяют говорить о метафизических основах его художественного метода, связанных с * Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, Проект № 12-34-10216 «М.Ю. Лермонтов. <...> В творчестве Лермонтова фантастическое представлено в разных жанрах. <...> Зачастую оно основывается на фольклорных образах и бродячих сюжетах, однако по большей части почерпнутых поэтом не из первоисточников, а из литературной интерпретации народного творчества европейскими романтиками, В.А. Жуковским, А.С. Пушкиным и др. <...> Лермонтов поздно непосредственно познакомился с русским фольклором, по собственному признанию поэта, в детстве он «не слыхал сказок народных» [VI, 387]1. <...> Центральными мотивами, выражение которых Лермонтов находит, прибегая к фантастическому, становятся любовь, мистика человеческих отношений и власть одной души над другой. <...> В раннем стихотворении «Жена Севера» (1829) возникает образ прекрасной, таинственной, требующей поклонения девы, органически связанной с дикой природой «полуночной страны» [I, 58]. <...> За встречу с «женой Севера» простой смертный платит неизбежной гибелью. <...> В позднем стихотворении «Тамара» (1841) вновь появляется образ женщины, наделенной «всесильными чарами <...>