Гротхусен «ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК» КАК ГЕРОЙ СВОЕГО ПОКОЛЕНИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX в. <...> Аннотация Проблема взаимоотношения поколений, не имеющая большого значения для немецкоязычной реалистической литературы XIX в., для русской литературы чрезвычайно важна. <...> В статье показано, как «лишний человек» может быть интерпретирован как собирательный образ «лишнего поколения». <...> The «superfluous man» as a hero of his generation in the Russian literature of the XIX-th century Summary. <...> Whereas in the context of German nineteenth-century poetic realism (e. g. <...> Gustav Freytag’s Soll und Haben, 1855; Adalbert Stifter’s Der Nachsommer, 1857), societal generations seem to of no primary importance, Russian novels, such as Dostoevsky’s Demons (1872) give a rich picture of the intergenerational relations in late nineteenth-century Russia. <...> The article demonstrates, how the notion of the «superfluous man», closely connected to the hero of Mikhail Lermotov’s A Hero of our time (1840–1843) and also to Stavrogin in Dostoevsky’s «Demons», can be interpreted as a generational figureheads – the incarnations of a «superfluous generation». <...> В своем романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов написал ставшую известной фразу: «Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии»1. <...> Историки и филологи неоднократно подчеркивают тот факт, что тема поколения находит свое отражение именно в работах немецких исследователей. <...> В 1928 г. немецкий социолог Карл «Лишний человек» как герой своего поколения в русской литературе XIX в. <...> 97 Маннгейм рассматривал в своих исследованиях понятие поколения в качестве возможного двигателя исторического процесса. <...> В политически напряженной атмосфере 20-х годов поколение виделось Мангейму некой силой, способной либо обновить общество, либо, напротив, повергнуть его в полнейший <...>