ПУШКИНА Аннотация Автопортреты в прозе Пушкина вторят его поэтическим и графическим карикатурам и вызваны иронией по поводу ситуаций литературной жизни («Гробовщик»), гротескным представлением отрицательного персонажа («Капитанская дочка»), самоиронией («Египетские ночи»). <...> Обращаясь к своей внешности и характеру, Пушкин обнажал трагикомическую суть бытия. <...> Вместе с тем веселое, ироничное или самокритичное присутствие автора гармонизирует образный мир созданных Пушкиным эпических произведений. <...> Создавая портреты, а иногда и автопортреты в лирике, Пушкин выражал чувства и мысли лирического «я», не описывая подробно его внешность и поведение. <...> В романе «Евгений Онегин» Пушкин придал свои свойства образам героев. <...> Вместе с тем в пушкинских поэмах, повестях и Автопортреты в эпических произведениях А.С. Пушкина 15 романах созданы и автопортреты. <...> Так, интригующая неясность сути характера Онегина поддержана в романе Пушкина представлением себя – автором, участником сюжета, биографической личностью. <...> Для автора было важно сохранить образную недосказанность. <...> Автопортрет поэта лишь намек, что делает его ироничным, и под рисунком рядом с номером «1», обозначившим автора, написано: «Хорош»4. <...> Особенности автопортретов романа и рисунка выявили одно характерное свойство поэта. <...> В графических карикатуре и шарже как ее разновидности при сохранении сходства утрированы те или иные черты внешности и выражено оценочное отношение к портретируемому. <...> В лирике, представлявшей знакомых поэта, нет конкретных черт внешности («К портрету Чаадаева», «К портрету Жуковского», «К портрету Каверина», «К портрету Вяземского»). <...> Это видим в стихах разных лет, например, в экспромте «И останешься с вопросом…», в посланиях «Денису Давыдову», «Давыдову», «Ел. <...> Разумеет 16 И.А. Балашова ся, конкретные черты знакомых могли и не сопровождаться ироничной оценкой, но такие стихи малочисленны. <...> Среди них «Наперсница волшебной старины <...>