ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ И КОНЦЕПЦИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ У КАТКОВА Аннотация Катков отмечал особую «жизненность» языка св. <...> Димитрия Ростовского, выделяя его среди русских авторов XVII в. <...> Димитрий и его произведения занимали в культурной жизни России рубежа XVII–XVIII вв., и о том, как процесс конфессионализации и те цели, которые он ставил перед Русской церковью, определили выбор св. <...> Ключевые слова: Димитрий Ростовский, конфессионализация, история культуры. language, and distinguished him from other Russian authors of 17th century. <...> Хотя его язык и есть церковнославянский, но церковнославянский в новом виде, освобожденный, однако ж, от малороссийской и польской примеси. <...> Он производит на читателя особенного рода впечатление: он как будто покрыт тонкою, прозрачною плевою, сквозь которую, хотя и тускло, виднеются уже переливы живой русской речи»1, – так писал М.Н. Катков, излагая свою концепцию истории русской литературы, в отзыве на сочинение М. <...> Димитрий Ростовский и концепция древнерусской литературы у Каткова 109 единственный писатель XVI–XVII вв., на творчестве которого М.Н. Катков, рассуждая о развитии русского литературного языка, останавливается особо. <...> В нашем докладе мы попытаемся показать, насколько оправданным было такое внимание литератора к святителю Димитрию. <...> Митрополит Димитрий Туптало был уникальной фигурой церковной жизни России рубежа XVII–XVIII вв. <...> Тем самым он связал свою жизнь с Малороссийской церковью, обращаясь в кругу таких выдающихся богословов и проповедников, как Варлаам Ясинский, Иннокентий Гизель, Иоанн Максимович, Иоанникий Галятовский, Лазарь Баранович, Мелетий Дзик. <...> В 1675 г. после своего рукоположения в иеромонахи черниговским архиепископом Лазарем Барановичем Димитрий был оставлен в Чернигове проповедником. <...> В 1677–1678 гг. он совершает поездки в литовские монастыри, посещает Вильно и Слуцк, где монахам так пришлись по сердцу его проповеди, что они долго не желали его отпускать, несмотря на настойчивые требования <...>