Идея творческого воздействия на мир в дневниках М.М. Пришвина 1926–1929 гг. в контексте диалога с Н. Фёдоровым <...> Основная тема обсуждаемого диалога – идея творческого воздействия на мир, состоящего в созидании личностной реальности, в превращении бессознательного начала жизни в сознательное, безличного в личное. <...> Размышляя о способах человеческого творчества в мире, Фёдоров говорил о регуляции материи с помощью человеческого духа, памяти, любовного внимания к предкам; Пришвин – о различении с помощью родственного внимания. <...> Идея творческого воздействия на мир актуализуется в конце XIX – начале XX в. в двух основных контекстах: с одной стороны, в трудах мыслителей русского религиозного возрождения, с другой – в русском марксизме, приобретая здесь секулярный харак 130 Е.Ю. Константинова тер. <...> Само же активное участие подразумевает изменение данного мира: создание совершенного общества, государства (русский марксизм), преображение бытия и человека в деле осуществления Царствия Божия (русская религиозная философия). <...> Проблема человеческого творчества в истории становится основным контекстом развития образной системы дневников и художественных произведений Пришвина 1920-х годов. <...> В своих идейных исканиях начала века писатель отходит от волюнтаристского пафоса русского марксизма и сближается в своем понимании творческой личности с мыслителями русского религиозного возрождения. <...> В советской культуре 1920-х годов выдвигался идеал человека, творящего историю, преодолевающего стихии природы в своем движении к созданию идеального общества будущего – коммуны. <...> Однако в отличие от идей русских религиозных философов здесь отсутствовало понимание Идея творческого воздействия на мир в дневниках М.М. Пришвина 1926–1929 гг. в контексте диалога с Н. Фёдоровым <...> Стремясь вернуть достижения революции к первоистоку – к мечте о переустройстве Вселенной, к жизнестроительному пафосу в его космическом масштабе, такие <...>