Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635165)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Литературоведческий журнал  / №2 2011

ИДЕЯ ТВОРЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МИР В ДНЕВНИКАХ М.М. ПРИШВИНА 1926–1929 гг. В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА С Н. ФЁДОРОВЫМ И А. ГОРСКИМ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторКонстантинова
Страниц19
ID469668
АннотацияСтатья посвящена теории творчества М.М. Пришвина, рассматриваемой в контексте его диалога с Н.Ф. Фёдоровым и А.К. Горским. Основная тема обсуждаемого диалога – идея творческого воздействия на мир, состоящего в созидании личностной реальности, в превращении бессознательного начала жизни в сознательное, безличного в личное. Размышляя о способах человеческого творчества в мире, Фёдоров говорил о регуляции материи с помощью человеческого духа, памяти, любовного внимания к предкам; Пришвин – о различении с помощью родственного внимания
Константинова, Е.Ю. ИДЕЯ ТВОРЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МИР В ДНЕВНИКАХ М.М. ПРИШВИНА 1926–1929 гг. В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА С Н. ФЁДОРОВЫМ И А. ГОРСКИМ / Е.Ю. Константинова // Литературоведческий журнал .— 2011 .— №2 .— С. 129-147 .— URL: https://rucont.ru/efd/469668 (дата обращения: 08.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Идея творческого воздействия на мир в дневниках М.М. Пришвина 1926–1929 гг. в контексте диалога с Н. Фёдоровым <...> Основная тема обсуждаемого диалога – идея творческого воздействия на мир, состоящего в созидании личностной реальности, в превращении бессознательного начала жизни в сознательное, безличного в личное. <...> Размышляя о способах человеческого творчества в мире, Фёдоров говорил о регуляции материи с помощью человеческого духа, памяти, любовного внимания к предкам; Пришвин – о различении с помощью родственного внимания. <...> Идея творческого воздействия на мир актуализуется в конце XIX – начале XX в. в двух основных контекстах: с одной стороны, в трудах мыслителей русского религиозного возрождения, с другой – в русском марксизме, приобретая здесь секулярный харак 130 Е.Ю. Константинова тер. <...> Само же активное участие подразумевает изменение данного мира: создание совершенного общества, государства (русский марксизм), преображение бытия и человека в деле осуществления Царствия Божия (русская религиозная философия). <...> Проблема человеческого творчества в истории становится основным контекстом развития образной системы дневников и художественных произведений Пришвина 1920-х годов. <...> В своих идейных исканиях начала века писатель отходит от волюнтаристского пафоса русского марксизма и сближается в своем понимании творческой личности с мыслителями русского религиозного возрождения. <...> В советской культуре 1920-х годов выдвигался идеал человека, творящего историю, преодолевающего стихии природы в своем движении к созданию идеального общества будущего – коммуны. <...> Однако в отличие от идей русских религиозных философов здесь отсутствовало понимание Идея творческого воздействия на мир в дневниках М.М. Пришвина 1926–1929 гг. в контексте диалога с Н. Фёдоровым <...> Стремясь вернуть достижения революции к первоистоку – к мечте о переустройстве Вселенной, к жизнестроительному пафосу в его космическом масштабе, такие <...>