Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.
Литературоведческий журнал  / №2 2011

ЛЕГКОМЫСЛИЕ КАК НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР (В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX–XX ВВ.) (260,00 руб.)

0   0
Первый автор(Домусчи) Иерей Стефан
Страниц13
ID469662
АннотацияИсследуется феномен легкомыслия, ухода от глубины и сложности жизни в обыденность. Основываясь на произведениях таких русских философов, как И. Ильин, Л. Шестов, Н. Бердяев, Н. Фёдоров, а также ряда современных авторов, показывается, что подобные явления не должны рассматриваться в качестве врожденных черт характера и в основе своей обусловлены не социальными условиями, а сознательным нравственным выбором личности. Легкомыслие как поведенческий выбор оценивается как явление социально опасное, так как оно становится фундаментом для нравственного релятивизма и безответственного отношения к жизни
(Домусчи), И.С. ЛЕГКОМЫСЛИЕ КАК НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР (В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX–XX ВВ.) / И.С. (Домусчи) // Литературоведческий журнал .— 2011 .— №2 .— С. 51-63 .— URL: https://rucont.ru/efd/469662 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Легкомыслие как нравственный выборконтексте русской философии XIX–XX вв.) <...> 51 Иерей Стефан (Домусчи) ЛЕГКОМЫСЛИЕ КАК НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОРконтексте русской философии XIX–XX вв.) <...> Аннотация Исследуется феномен легкомыслия, ухода от глубины и сложности жизни в обыденность. <...> Основываясь на произведениях таких русских философов, как И. Ильин <...> , а также ряда современных авторов, показывается, что подобные явления не должны рассматриваться в качестве врожденных черт характера и в основе своей обусловлены не социальными условиями, а сознательным нравственным выбором личности. <...> Легкомыслие как поведенческий выбор оценивается как явление социально опасное, так как оно становится фундаментом для нравственного релятивизма и безответственного отношения к жизни. <...> Путей ухода может быть два – обвинить другого (Бога, мир, человека) или 52 Иерей Стефан (Домусчи) сказать, что зло мира несущественно, и тем самым согласиться с ним. <...> Первый подход выражается при оправдании Бога (теодицея) и мира (космодицея), второй – через сознательный отказ признавать смысл существования человека (философски осмысленный или не осмысленный). <...> Оба пути показывает нам Ф.М. Достоевский: первый, интеллектуально и философски нагруженный, мы видим в Иване Карамазове, который, отказываясь от идеи Бога, соглашается с тем, что «все позволено»; слова о втором, не раскрытом как реальность пути, но показанном как возможность его, мы слышим от черта, который является Ивану и, говоря с ним о страдании, произносит такие слова: «Я отдал бы всю эту надзвездную жизнь, все чины и почести за то только, чтобы воплотиться в душу семипудовой купчихи и Богу свечки ставить»1, что можно понять как сознательную готовность отказаться от всей сложности и трагичности ради того, чтобы вся жизнь стала простой для понимания, чтобы из нее ушла трагическая сложность. <...> Н.А. Бердяев полагал, что современная культура загоняет трагические вопросы в подполье, стремится освободиться <...>